Вознесенский храм
Престольный праздник: Вознесение Господне (в 2016 году — 9 июня).
Настоятель: архимандрит Силуан (Шнидченко).
Адрес: 84444 пгт. Торское Лиманского горсовета, ул. Северная, 1.
Первые задокументированные упоминания о храме в селе Торское относятся к середине XIX века. Прежде храма появилась часовня у чистых источников в соседнем посёлке Водяное. Затем люди спустились жить к реке Чёрный Жеребец, где и было основано Торское. Своё название река получила потому, что когда-то чёрный жеребец провалился на мосту и утонул. Со временем посёлок разросся, и церковь решили основать здесь.
Храм строили стараниями самих торчан. Сначала возвели небольшой деревянный — в 1851 году, — а когда навезли достаточно необходимого материала, начали строить типовый каменный. Его закончили спустя десять лет после создания деревянного, в 1861 году. Песок для фундамента храма брали самый чистый — его привозили из Водяного. Там мыли песок, грузили на подводы и везли в Торское.
По данным историков, в конце XIX века у церкви насчитывалось три тысячи прихожан: тысяча семьсот женского пола, тысяча триста мужеского. Служили священник и псаломщик, без диакона. Священник получал триста рублей. При храме было две воскресных школы, одна называлась «земская». Работали две богадельни. Пахотной луговой земли было много.
Село славилось своими песнями. Здесь долго хранили старинные напевы. Особо колядовали и щедровали. Ходили с песнями, гармонью, наряженные, в вышитых длинных платках. После Пасхи люди также собирались кучками и пели — то тут, то там. Эта традиция сохранялась ещё в 1990-е годы.
Во времена коллективизации храм закрывали. Сначала закрыли храм в соседнем Кировске — тоже очень старый, красивый, построенный казаками. В народе называли это село Поповка, потому что там жило несколько священников — служили по округам, а жили там. Затем волна гонений достигла прихода в Торском.
Разобрали ограду из красного кирпича, сняли четверо красивых кованых ворот. Иконы люди успели спасти — спрятали их по домам. Сначала в помещении храма был клуб, потом его закрыли.
Через время разобрали колокольню — кирпича не хватало. Колокола закопали, по другим сведениям — сбросили в речку. В то время река Чёрный Жеребец была очень глубокой. Мужчины ныряли в воду и не доставали дна. Течение её также было очень сильным. Сейчас река обмелела, сделали ставки, и из-за них вода ушла. Но снятые колокола так и не нашли.
Пока храм был закрыт, люди молились по домам. Некоторые ходили пешком молиться в Ямполь. Во время войны Вознесенский храм разрешили открыть. К тому времени ямпольскую церковь сожгли. И теперь из Ямполя люди лесом пять километров шли в Торское, чтобы попасть на богослужение. Старожилы села вспоминают, что после войны, в 1950 годы, людей на богослужения приходило столько, что руку для крестного знамения нельзя было поднять. Отношение к службам у людей было очень благоговейным. Вплоть до 1990 годов женщины в храм надевали особые фартучки — вышитые, беленькие, сшитые специально для церкви.
После открытия в храме служило два священника: отец Роман — он был торский, а похоронен в Одессе, и отец Григорий, протоиерей, похоронен в Горловке. За алтарём Вознесенского храма находится могила священника Стефана, убитого в 1928 году.
Одно время в селе жили монахи из закрытой Святогорской лавры — 22-24 человека, а также монахини, имена двух из них известны: Евфросиния и Манефа, они похоронены при храме. В храме до сих пор есть копия Святогорской иконы Божией Матери, принесённая братией.
Церковь не слишком пострадала в годы гонений. Жители восстановили разрушенную колокольню и сейчас продолжают украшать свой старинный храм.