Во все времена роль Церкви была миротворческой
В вечер 5 Недели по Пасхе, в канун дня памяти преподобного Иова Почаевского, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства епархии совершил вечерню с чтением акафиста Воскресению Христову в главном храме Сергиевской женской обители в селе Сергеевка. По окончании вечерни владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Давайте вспомним притчу о милосердном самарянине. На человека напали разбойники, и он лежал возле дороги. И священник, который должен был помочь, прошёл мимо — он, видите ли, духовенство. Левит тоже был занят, прошёл мимо. А некто самарянин оказал помощь, и Господь на вопрос «кто мой ближний?» ответил: иди и ты твори так же.
Для нас ближний — это тот, кто нуждается в нашей помощи, кому тяжелее всего в данный момент. И хотя нам очень хочется порассуждать, кто прав, кто виноват, что справедливо, а что несправедливо, но во все времена роль Церкви была миротворческой. Не роль судьи, который определял и ставил печать: вот это хорошо, а вот это плохо, — а роль миротворца.
Миротворец — это не тот, кто отсиживается за чужими спинами, боясь о чём-то говорить. Миротворец — это тот, кто находится между враждующими сторонами, посередине, на самой линии огня, и правду, Божию истину, свидетельствует и одной, и другой стороне. А это требует веры в Бога, это требует мужества, это требует чистоты рук и чистоты сердца. Потому что лукавому человеку ни те, ни другие не поверят. Потому что от дел и от слов оправдаешься и осудишься, и вера без дел мертва. И именно поэтому в такие трудные испытания нам, как никогда, нужно хранить чистым сердце, руки и свои помыслы для того, чтобы исполнять то служение, к которому призывает нас Господь, для того, чтобы усилить свою молитву.
Должны ли мы в это время думать о себе и переживать? Наверное, родители должны переживать о детях, дети о родителях, нельзя не переживать и о братьях, о сёстрах, о знакомых, о соседях. Но любые переживания друг о друге не должны превращаться в панический страх, истерику, во что-то такое, что делает человека слабым, что не даёт ему возможности оказать другому помощь в тот момент, когда он в ней нуждается.
Наши переживания должны выражаться не в осуждениях и рассуждениях, пересудах и пересказываниях сплетен, которые зачастую мы берём из непонятных источников, а в сугубой усердной молитве Богу и, особенно, Матери Божией — Покровительнице этого святого места.
На вопрос «что будет с нами?» нам отвечает Евангелие: «И волосы ваши на голове все сочтены». Без воли Божией ни один волос с нашей головы не упадёт, если так будет не угодно Богу.
Я вам открою, если можно так выразиться, маленький секрет: все мы, кто принимал монашеский постриг, живём у Бога в долг, потому что мы уже умерли для мира, когда мы произносили монашеские обеты. Поэтому каждый следующий прожитый день — это подарок, это день для новой жизни, для которой мы здесь рождались — жизни во Христе, о которой апостол Павел сказал, что жизнь — Христос, а умереть — приобретение.
Это не значит, что мы должны жить бездумно, а это значит, что не должно быть страха в нашем сердце. Должна быть твёрдая вера в то, что с нами Бог, и в Его руках находится наша жизнь, которую мы Ему вручили, и что без Его воли ничего с нами произойти не может, а Его воля — благая, спасительная и совершенная.
С твёрдой верой, с чистой душой, с молитвой к Матери Божией мы, монашествующие, должны совершать свой подвиг в эти непростые дни, с искренним желанием помочь всякому, кто будет нуждаться в нашей помощи.
Пусть евангельский пример и та молитва, которую Господь обращал к Своему Отцу о тех, кто его обижал: «Прости им, ибо не ведают, что творят», — всегда ярко показывают нам, как мы должны поступать во всех случаях, которые с нами происходят ныне. Божие благословение и Покров Матери Божией пусть пребудут со всеми вами. С праздником Светлого Христова Воскресения!