Официальный сайт

14 мая 2023 г.

Викарии епархии совершили литургию в 5 Неделю по Пасхе

Архиепископ Добропольский Спиридон совершил литургию в Викторовском храме МирноградаВ Неделю 5 по Пасхе, о самаряныне, архиепископ Добропольский Спиридон совершил Божественную литургию в Викторовском храме Мирнограда (Димитрова) в сослужении клириков прихода.

За литургией была вознесена молитва о мире.

Богослужебные песнопения исполнял хор под управлением Елисаветы Михней.

После Божественной литургии с проповедью на евангельское чтение обратился клирик храма священник Игорь Ефанов.

Накануне вечером владыка совершил в Викторовском храме всенощное бдение с литиёй.

 

 

Фото Владислава Денисова

 

Архиепископ Константиновский Паисий совершил богослужение в Александро-Невском кафедральном соборе СлавянскаВ этот же воскресный день архиепископ Константиновский Паисий совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Славянска. Ему сослужили клирики соборного храма.

По запричастном стихе владыка обратился к прихожанам с проповедью, в которой рассказал о духовных уроках евангельского чтения о беседе Спасителя с самарянкой:

«Очень часто мы тоже в нашей жизни встречаем Бога — и не замечаем Его. Нам кажется, что должен прогреметь гром, чтобы мы перекрестились. Но встреча Бога и человека бывает в простых вещах, простых просьбах, простых разговорах. Иногда Бог обращается к нам, а мы не замечаем этого. Как часто мы слышим: „Дай мне испить воды“, „дай мне поесть“, „поддержи мою руку“, „утешь меня“. Но мы говорим, что нам недосуг, мы заняты. И возвращаемся домой разбитые, опустошённые. Мы встретили Того, Кто может нам помочь, но не узнали Его. Эта женщина — самарянка — узнала».

Накануне владыка совершил в соборе всенощное бдение.

 

Фото Серафима Пирожкова

 

Христос и самарянка

Генрих Семирадский. Христос и самарянка. 1890. Холст, масло.

В 5 Неделю по Пасхе Церковь воспоминает беседу Господа Иисуса Христа с самарянкой вблизи города Аскар (Сихарь) (Ин. 4:5-42).

Около 722 года до н. э. ассирийский царь Салманассар покорил и отвёл в плен огромное число израильтян, переселив на их место язычников — выходцев из Месопотамии. Это произошло в наказание за грех народа — уклонение в идолопоклонство. В отличие от неблагочестивых израильтян, новые переселенцы приняли от оставшихся жителей северной Палестины веру в Единого Бога и соблюдали её вплоть до времён Христа. А потомки этого народа хранят её до сих пор.

Несмотря на то, что новый народ давно смешался с израильтянами и принял в качестве собственного наименования название местности на севере Израиля — Самарии — иудеи самарян не любили и избегали. Принятая этим народом вера перемежалась с некоторыми прежними обычаями и традициями их культуры, что для правоверного иудея, стремящегося неукоснительно соблюдать букву закона во всех обрядах, было равносильно вероотступничеству.

Спаситель обличал иудеев за это отношение к самарянам. В притче о милосердном самарянине Господь подчёркивает, что представитель этого народа оказался милосерднее евреев, которые так гордились своей правильной верой. В Евангелии от Луки говорится, что из десяти прокаженных, которых очистил Христос, лишь один вернулся, чтобы поблагодарить Господа, и это был самарянин (Лк. 17:11-19).

Вот и теперь, проходя мимо города Сихарь, Христос не гнушается заговорить с у колодца с самарянкой, женщиной (чем также брезговали иудеи), и не просто для того, чтобы попросить у неё воды, а желая открыть ей такие тайны, о которых говорил далеко не с каждым из Своих ближайших учеников. Он говорит ей: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14), подразумевая принятие благодати Святого Духа.

Святая мученица Фотина (Фотиния)Это, пожалуй, единственный случай, когда Господь открыто и прямо говорит о том, что Он Мессия, Христос. Даже ближайших учеников Он спрашивает: А вы за кого почитаете Меня? (Мф. 16:13), но не говорит о Себе прямо. И лишь один ученик — апостол Пётр — отвечает Ему на этот вопрос: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16:16). На это Господь говорит ему: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах, и дальше следуют слова об особом избранничестве апостола Петра.

Святитель Иоанн Златоуст ставит самарянку в пример всем христианам: «Жена, имевшая пять мужей, и притом самарянка, показывает такое тщание относительно догматов, и ни время дня, ни то, что она пришла за другим делом, и ничто иное не отвлекает ее от желания познать их» (Против иудеев о медном змее. Творения, приписываемые св. Иоанну Златоусту, и отнесенные в издании Миня к разряду Spuria).

В этой важной беседе Господь также говорит, что «спасение от иудеев». Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Спасением называет Свое пришествие». А святитель Филарет (Гумилевский) говорит: «Иудеи могли, если хотели, иметь самое отчётливое знание и о Боге, и о Спасителе мира. Так Спаситель своим голосом утверждает важность ветхозаветного откровения в его полном составе».

После той знаменательной беседы у колодца большое число самарян уверовало во Христа. В книге Деяний апостольских говорится о христианской самарянской общине, к которой были посланы апостолы Пётр и Иоанн (Деян. 8:14-17).

Согласно церковному преданию, самарянка, встретившая у колодца Бога, стала проповедницей слова Божия вместе со своими сыновьями. Во времена императора Нерона (54 — 68 гг. н.э.), жестокого гонителя христиан, святая Фотина (так её звали) переселилась в Карфаген со своим младшим сыном Иосией и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Святитель Григорий Палама указывает, что это имя, означающее «светлая, просветлённая» дал ей Сам Спаситель («Омилия 19. На Евангелие Христово о самаряныне, и о том, что долженствует презирать земные блага жизни»). Её старший сын Виктор был воином. Все вместе они пострадали за отказ отречься от Христа в 66 году.

Цитата дня

«

Мы оправдаемся не сами собой, но верой.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100