Официальный сайт

04 июля 2021 г.

Викарии епархии совершили богослужения Недели Всех святых земли Русской

Неделя Всех святых земли русскойВ Неделю 2 по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, епископ Добропольский Спиридон совершил Божественную литургию в Викторовском храме Мирнограда. Ему сослужил клирик храма священник Игорь Ефанов.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением монахини Дорофеи (Михней).

За богослужением была вознесена сугубая молитва «во время губительного поветрия и смертоносныя язвы».

Накануне владыка совершил всенощное бдение в этом же храме.

 

Фото Владислава Денисова

 

 

В этот же день епископ Константиновский Паисий совершил литургию в Преображенском храме посёлка Былбасовка Славянского района. Ему сослужил настоятель храма протоиерей Димитрий Пирожков.

 

Фото Алексея Косилова

 

Икона Всех святых, в земле Русской просиявших

Икона Всех святых, в земле Русской просиявших. 1934 г. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.

Начиная с XVI века, в Русской Православной Церкви существовало празднование памяти всех святых новых чудотворцев. Совершалось оно на третий день памяти Крестителя Руси — святого князя Владимира. Традиционным автором службы считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря. С течением времени этот праздник был забыт и не вошёл в печатные месяцесловы, а его текст не был издан.

Воссоздать праздник в честь всех святых, в земле Русской просиявших, решили в 1917 году, когда произошли страшные события в нашей стране.

Инициатором воссоздания выступил гениальный историк-востоковед профессор Петроградского университета (ныне СПбГУ) академик Борис Александрович Тураев, сотрудник богослужебного отдела Поместного Собора Православной Церкви 1917-1918 годов.

В своём докладе он отметил: «В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, — представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».

Дополнение и исправление службы было поручено Борису Александровичу Тураеву и иеромонаху Афанасию (Сахарову) (впоследствии епископу Ковровскому, священноисповеднику). Службу почти полностью переписали, из старой осталось лишь несколько песнопений.

Монахиня Иулиания (Соколова)

Монахиня Иулиания (Соколова)

Первое издание вышло в 1918 году. Святитель Афанасий (Сахаров) редактировал службу в течение всей своей жизни. Следующее издание вышло в 1946 году. Окончательный текст выпустили в составе Миней, подготовленных патриархией в 1978-1989 годах.

Мария Николаевна Соколова (монахиня Иулиания) начала писать икону «Собор всех святых, в земле Русской просиявших» в 1930-х годах. Святитель Афанасий разработал композицию иконы и в письмах Марии Николаевне давал рекомендации о составлении иконографии.

Перед написанием образа она изучала жития и другие источники. Так был рождён образ, ставший иконописным воплощением службы Всем русским святым. На ней изображены Киев и Москва как два города, ставших основанием Православной Церкви на Руси.

На иконе также изображены три иконы Богородицы, связанные с Русью — Владимирская, Казанская и Новгородское «Знамение», а также множество святых. Образ, написанный монахиней Иулианией в 1934 году, хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Конечно, на ней невозможно было изобразить всех наших святых, которых насчитываются тысячи, — это скорее образ святости, чем буквальное изображение.

Цитата дня

«

Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100