Официальный сайт

18 января 2023 г.

Викарии епархии совершили богослужения навечерия Богоявления

Архиепископ Паисий совершил богослужение в храме Новомучеников и исповедников города СлавянскаВ навечерие Богоявления архиепископ Константиновский Паисий совершил царские часы, чин изобразительных, великую вечерню с чтением 13 паремий и литургией святителя Василия Великого в храме святых Новомучеников и исповедников Церкви Русской города Славянска. Ему сослужили настоятель прихода протоиерей Алексий Бездушный и настоятель храма Святого Духа протоиерей Олег Хижняков.

По заамвонной молитве архиепископ Паисий совершил чин великого освящения воды и окропил ею всех присутствующих. Затем владыка обратился к молящимся с проповедью. Он отметил, что за суевериями о разных видах святой воды и стремлением совершить обряд мы часто забываем о сути праздника:

«Как часто наше сердце бывает переполнено злобой, ненавистью, неприязнью, как часто наша душа бывает заполнена различными суевериями, наш ум наполнен мелочами повседневной жизни. Там есть место всему, но только не Богу. Мы Ему не даём места в нашем сердце, в нашей душе и в нашем уме. Бог приходит не для того, чтобы чего-то от нас потребовать, но для того, чтобы нам дать. Сегодня, когда мы освятили воду и на каждого из нас попали капли святой воды, это Бог прикоснулся к каждому из нас».

 

Фото Серафима Пирожкова

Крещение ГосподнеВ этот же день архиепископ Добропольский Спиридон совершил царские часы, чин изобразительных, великую вечерню с чтением 13 паремий и литургией святителя Василия Великого в нижнем Спиридоновском приделе Викторовского храма Мирнограда (Димитрова).

По запричастном стихе было совершено освящение колива.

По заамвонной молитве владыка совершил чин великого освящения воды, после которого обратился к прихожанам с архипастырским словом.

 

 

 

 

 

Фото Владислава Денисова

Крещение ГосподнеСобытие Крещения Господня описано в Евангелии (Мф. 3:13–17, Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22; Ин. 1:29–34). Перед выходом на проповедь, явлением миру как Мессии, Господь принимает крещение в Иордане от Иоанна Предтечи. Для чего Господь это делает?

Святой пророк Иоанн Предтеча проповедовал крещение покаяния. Тысячи людей входили в воды Иордана, чтобы очиститься от своих грехов. В таком крещении безгрешный Господь не имел нужды. Святитель Афанасий Великий указывает, что Сын Божий вошёл в иорданские воды, «освятив их Своим естеством», чтобы затем верующие Ему могли «обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь» (Афанасий Великий. Epistula ad Epictetum. 1, 34).

В момент крещения Господня произошло исключительное по своему значению явление всех Трёх Лиц Пресвятой Троицы — Отец говорил о Сыне с Небес «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), Сын крестился во Иордане, Дух Святой сходил на Сына в образе голубя. Поэтому с глубокой древности этот праздник назывался Богоявлением.

До IV века Рождество и Крещение праздновались вместе как один праздник явления Христа в мир — Богоявление. К этому дню приурочивали крещение новых христиан. На литургии в дни Рождества и Крещения до сих пор поют крещальное песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (перевод — «Те, которые во Христа крестились, во Христа облеклись»). До наших дней дошли и другие особенности богослужения, которые напоминают о том, что Рождество и Крещение в древности были одним праздником: службы на Рождество и Крещение практически одинаковы, а дни между этими двумя праздниками называются «святками», то есть святыми, праздничными днями.

Уже с IV века возникла традиция совершать праздничное богослужение в полночь и освящать воду в водоёмах. В Палестине в полночь совершался крестный ход из храма в Иерусалиме на Иордан, к предполагаемому месту Крещения Господня, где освящалась вода.

В особой молитве, произносимой лишь в этот день, священник просит, чтобы Господь дал освящаемой воде «благословение Иорданово» и сотворил её «источник нетления». По обычаю, освящённую воду хранят в своём жилище в особом месте возле икон целый год — до следующего Богоявления. Ещё святитель Иоанн Златоуст отмечал особую святость этой воды и её удивительное свойство не портиться со временем. Вода, освящённая в сочельник или в день Крещения, называется великой агиасмой (греч. τα αγίασμα — святыня). Её пьют в исключительных случаях. Даже небольшое количество крещенской воды делает обычную воду святой. После освящения водоёма многие погружаются в него, чтобы освятиться водой, в которую вошёл Сам Господь.

В Русской Церкви из-за крепких морозов для освящения вод в водоёмах прорубают во льду прорубь в виде креста, которую называют иорданью. Но даже сильный мороз не мешает христианам в этот день погружаться в освящённую воду. Рядом с иорданью устанавливают крест, иногда — высеченный из льда.

В некоторых местах сохраняется обычай после водоосвящения пускать в небо белых голубей в память о том, что Дух Святой сошел в день Крещения Спасителя в образе голубя. В Православной Болгарии и Греции есть традиция бросать в водоём деревянный крест. Все желающие окунаются в иордань и ищут его. Выловить крест из иордани считается особым благословением.

Цитата дня

«

Мы оправдаемся не сами собой, но верой.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100