Официальный сайт

09 января 2022 г.

Вечер колядок при участии одиннадцати церковных хоров прошёл в Горловке (+видео)

Вечер колядок в ГорловкеВ третий день Рождества Христова в Богоявленском кафедральном соборе Горловки состоялся вечер колядок. После краткой вечерни под сводами соборного храма звучали церковные и народные рождественские песнопения в исполнении детских и взрослых хоровых коллективов из Горловки, Енакиево и Шахтёрска.

Владыка обратился с приветственным словом к участникам:

«В третий день праздника Рождества приветствую в нашем кафедральном соборе всех вас, отцы, братья и сестры, все хоровые коллективы, которые собрались сегодня здесь для того чтобы песнопениями Церкви Христовой прославить родившегося в мир Христа Спасителя!

Рождество празднуют не только в стенах храма, когда совершается церковное богослужение. Наш народ придумал много тёплых и добрых песнопений, которые мы называем колядками. Люди ходили друг к другу, встречались и именно этими словами прославляли родившегося Христа Спасителя.

Это наша народная традиция, и в дни Рождества Христова нам особенно приятно собраться в храме и друг друга поздравить этими светлыми, радостными и добрыми песнопениями в честь праздника Рождества Христова. Бог вам в помощь и радости, и Божие благословение!»

Послушать колядки в профессиональном исполнении пришло множество горожан, а также приехали гости из других городов. Вечер открыл хор священнослужителей города Горловки. Затем прозвучали народные произведения в исполнении молодёжного архиерейского хора Богоявленского собора под руководством Ольги Ильчук, взрослого и детского хоров собора, хористов Николаевского архиерейского собора, Крестовоздвиженского храма и прихода Рождества Богородицы Горловки, Покровского собора Енакиево, взрослого и детского хоровых коллективов Иоанно-Богословского храма и прихода иконы «Неупиваемая Чаша» Шахтёрска.

Традиция проведения вечера колядок в городе впервые возродилась спустя семь лет — в последний раз колядники собирались в самом начале войны. Нынешнее мероприятие — самое масштабное из всех как по количеству городов и участников, так и по длительности исполнения колядок: они звучали без перерыва на протяжении почти полутора часов. Во время вечера колядок митрополит Митрофан вручил всем исполнителям рождественские подарки.

 

 

Фото протодиакона Михаила Ильчука

колядникиСвятки — особые, праздничные дни — продолжаются вплоть до крещенского сочельника: отголосок того, что некогда Рождество и Крещение Господне составляли один праздник, называвшийся Богоявлением и посвящённый явлению в мир Спасителя.

Святки известны ещё с IV века. В Иерусалиме, по свидетельству Сильвии Аквитанки, праздничных дней после Рождества было восемь. В эти дни иерусалимский и построенный в честь Рождества Христова вифлеемский храмы украшались драгоценными тканями и сосудами. В соседней христианской стране — Сирии — святки продолжались 13 дней. Сохранились слова святого Ефрема Сирина — поучения на тему Рождества Христова, произнесённые в каждый из них.

По свидетельству святителя Иоанна Златоустого, в память того, что Рождество случилось ночью, в IV веке был обычай в каждый из дней святок вечером оставлять все заботы. Окончательно продолжительность святок установилась благодаря уставу преподобного Саввы Освященного, которым запрещаются пост и земные поклоны в эти дни, и, что интересно, совершение брака (указание на то, что Рождество — гораздо большее по значимости событие, чем вступление в брак, и не время предаваться этому земному делу, когда совершается такой великий праздник).

Утвердился также обычай на святках раздавать милостыню. «Это день (Рождество), в который Богатый обнищал нас ради, да не устыдятся богатые разделять свою трапезу с бедными», — поучает преподобный Ефрем Сирин. В VI веке сам византийский император Юстиниан все 12 дней святок ежегодно раздавал щедрые подаяния. При этом императоре в святочные дни впервые были запрещены игры, зрелища и увеселения — вероятно, из-за того, что те, кто их устраивали, своим поведением нарушали благолепие и святость праздника.

Потребовалось много веков, чтобы на место этой пришла другая традиция: на Западе с XIV века, а на Руси с XVII века становятся популярными рождественские представления — вертепы, как кукольные, так и с участием живых актёров. Они рассказывают широким массам евангельскую историю Рождества.

Другая святочная традиция — колядование, исполнение песен, прославляющих приход в мир Спасителя и также рассказывающих об исторических подробностях Рождества. Возникшие как зимние обрядовые песни славян, колядки в христианской Руси трансформировались в благовестие о рождении Христа с пожеланием счастья, мира и благополучия их слушателям.

Колядники и христославы ходили по домам, выступали на площадях и улицах городов. Нередко театральные постановки вертепов совмещались с исполнением колядок, а путешествующие из дома в дом колядники рядились для большей наглядности в героев вертепа — волхвов, пастухов и ангелов.

Аналоги наших колядок — народные рождественские песнопения — есть у греков и многих других христианских народов. Традиция их исполнения жива по сей день. Таким образом христиане спешат поделиться радостью о рождении Спасителя со всеми, кто их окружает.

Цитата дня

«

Ради меня вознесло Тебя древо на Голгофе; смерть Твоя да будет для меня крыльями, чтобы воспарить ко Отцу Твоему.

»

Распятие
18 апреля 2025 г. ( 5 апреля ст.ст.), пятница. Страстная седмица. Великий пост. Строгий пост. По монастырскому уставу - полное воздержание от пищи.
Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПеренесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси. Прп. Пуплия Египетского. Прп. Марка Афинского, Фраческого. Прпп. Феоны, Симеона и Форвина. Прп. Платона, исп. Студийского. Прп. Феодоры Солунской. Сщмч. Алексия пресвитера. Сщмч. Николая пресвитера.

Утр. - Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., XIII, 31 - XVIII, 1. 2-е. Ин., 58 зач., XVIII, 1-28. 3-е. Мф., 109 зач., XXVI, 57-75. 4-е. Ин., 59 зач., XVIII, 28 - XIX, 16. 5-е. Мф., 111 зач., XXVII, 3-32. 6-е. Мк., 67 зач., XV, 16-32. 7-е. Мф., 113 зач., XXVII, 33-54. 8-е. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. 9-е. Ин., 61 зач., XIX, 25-37. 10-е. Мк., 69 зач., XV, 43-47. 11-е. Ин., 62 зач., XIX, 38-42. 12-е. Мф., 114 зач., XXVII, 62-66. На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от полу́), VI, 14-18. Мф., 110 зач., XXVII, 1-56. На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6-11. Мк., 67 зач., XV, 16-41. На 6-м часе: Евр., 306 зач., II, 11-18. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. На 9-м часе: Евр., 324 зач., X, 19-31. Ин., 59 зач., XVIII, 28 - XIX, 37. На веч.: 1 Кор., 125 зач., I, 18 - II, 2. Ев. составное: Мф., 110 зач., XXVII, 1-44; Лк., XXIII, 39-43; Мф., XXVII, 45-54; Ин., XIX, 31-37; Мф., XXVII, 55-61 .

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100
�������@Mail.ru