25 апреля 2021 г.
В Неделю ваий епископ Спиридон совершил литургию в Викторовском храме Мирнограда
В праздник Входа Господня в Иерусалим епископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии, совершил Божественную литургию в храме св. мч. Виктора Халкидонского города Мирноград (Димитров). Ему сослужил клирик храма священник Игорь Ефанов.
Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением монахини Дорофеи (Михней).
За богослужением была вознесена сугубая молитва «во время губительного поветрия и смертоносныя язвы».
После Божественной литургии владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом, в котором раскрыл духовное значение праздника:
«Христос вошёл в Иерусалим, но не был познан, пришёл Начальник мира, но не был узнан. Наоборот, те, кто должен был встречать Его как Мессию, хотели распять Его. И даже те люди, которые сегодня постилают Ему одежды, постилают пальмовые ветви и приветствуют Его, говоря „осанна“, завтра будут требовать Его распятия.
Господь показывает нам, что Вход Господень в Иерусалим есть шествие на Страсть. В этом есть и радость, потому что в действительности сбывается то, что должно сбыться: Он является Мессией в силе и славе, Он показывает то величие Своего Божества, которое люди ранее не замечали.
Радуясь о Входе Господа в Иерусалим, мы должны помнить, что не должно с нами произойти то, что произошло с иудеями и апостолами. Мы должны пройти вместе с Ним Его Страсти и остаться Ему верными до конца. И та благодать, что исходит от Христа страдающего, от Его любящего сердца, должна освящать нас, помогать нам, изменять расположение наших сердец и нашу жизнь».
Накануне вечером епископ Спиридон совершил в храме всенощное бдение с литиёй и освящением ваий.
Фото Владислава Денисова
Вход Господень в Иерусалим. Мозаика собора св. Марка в Венеции
Вербное воскресенье и Лазарева суббота перед ним — дни, в которые вспоминаются события, непосредственно предшествовавшие Страстной седмице. В субботу Христос воскрешает Лазаря (Ин. 11). Свидетелями этого чуда становятся сотни жителей Вифании и Иерусалима — эти города расположены рядом. На следующий день Господь совершает Свой торжественный путь из Вифании в Иерусалим на вольные страдания. Через четыре дня Он будет распят.
Триумфальное шествие Христа в Иерусалим предсказал пророк Захария:
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной… И Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» (Захар. 9:9-10).
У Захарии описан древний иудейский обряд поставления помазанника на царство — он должен был войти в столицу, восседая на ослице и молодом ослёнке. По причине этого пророчества в представлениях иудеев того времени укоренилась вера в обещанного Мессию как в могущественного земного царя, который, наконец, придёт избавить народ от ига римлян.
Народ встречал шествующего Спасителя так, как встречают царя — с ликованием, устилая путь пальмовыми ветвями, дорогими тканями и одеждами. Навстречу Христу вышли тысячи людей, пришедших из всех городов Иудеи на праздник Пасхи. Среди них быстро распространялась весть о чуде воскрешения Лазаря, передаваемая сотнями очевидцев.
Никто не понимал скорби на лике Христа в момент Его торжественного входа в Иерусалим. Всем казалось, что теперь всё будет хорошо, что земное царство Мессии уже почти наступило. При этом иудеи забывали о других словах пророка Захарии: «И они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Захар. 12:10).
Предсказана в этой книге пророка и продажа Христа за тридцать сребреников (гл. 11). Сам Спаситель, идя на вольные страдания, цитировал апостолам ещё одни слова пророка Захарии: «Поражу Пастыря, и рассеются овцы» (Захар. 13:7; Мф. 26:31; Мк. 14:27). Всё это совершится через несколько дней. Те же самые люди, которые кричали «Осанна (т.е. „спаси“)! Благословен грядый во имя Господне!» (Мф. 21; Мк. 11; Ин. 12), будут кричать «Распни, распни Его»…
А пока — день торжества и славы Господней. И каждый, приходящий в этот день в храм с зелёными, только что распустившимися ветвями, встречает Христа либо как своего Спасителя и Искупителя, идущего на страдания, либо как земного царя, надеясь снискать от Него лишь какие-то материальные блага — при этом не замечая или не желая замечать скорби на Его лице: о наших грехах, которые Он уже сейчас берёт на Себя для того, чтобы нести на Голгофу.
В пятницу перед Лазаревой субботой заканчивается Святая Четыредесятница. В субботу на трапезе благословляется рыбная икра, а в Вербное воскресенье — рыба. Дальше начинается пост Страстной седмицы — такой же строгий, как и в первую седмицу Великого поста.