30 сентября 2021 г.
Святогорский реабилитационный центр для зависимых окормляет священник из Славянска
Настоятель Знаменского храма посёлка Черкасское города Славянска протоиерей Сергий Кузьменко каждую неделю проводит беседы в реабилитационном центре святого великомученика Георгия Победоносца для алко- и наркозависимых в городе Святогорск. Там проходят реабилитацию пациенты из двух областей — Донецкой и Луганской.
Главная цель бесед — помочь зависимым людям найти опору в жизни. Ведь зачастую они не могут отказаться от своей страсти, потому что в ней ищут поддержку и способ решения своих проблем. По словам священника, такой опорой могут стать только высшие духовные ценности. Большое счастье, если зависимый человек уверует в Бога и сможет в Нём найти опору и поддержку.
Священник помогает понять зависимым, что главная причина их жизненных неудач как раз именно в зависимости. Многим благодаря беседам впервые удаётся посмотреть на себя со стороны и осознать, что от пагубной привычки страдают не только они, но и близкие им люди и все окружающие. Подопечным нужно понять и как им изменить свою жизнь, что делать дальше: ведь иначе они вновь вернутся в реабилитационный центр.
У отца Сергия Кузьменко большой опыт работы с химически зависимыми людьми: на протяжении уже девяти лет он руководит анонимной группой для зависимых в Центре славянской культуры «Введение» города Славянска, принимает участие во всеукраинских форумах трезвости. Его супруга Лия Кузьменко ведёт в Славянске анонимную группу для созависимых.
Священник рассказывает о пути выхода из зависимости изнутри собственного опыта: некогда он сам сумел победить пагубное пристрастие. Участники анонимной группы находят в его словах поддержку, которой им больше всего не хватает для освобождения от вредной привычки. Отец Сергий считает, что без поддержки окружающих добиться положительного результата в лечении зависимости невозможно: собственных сил у человека зачастую не хватает.
«За девять лет моей практики были люди, которые смогли не только пересилить себя и бросить употреблять алкоголь, наркотики, но и восстановить разрушенные семьи, — отмечает священник. — Когда человек берёт ответственность за свою жизнь, происходят чудеса: дети поворачиваются к родителям, жёны возвращаются к мужьям. К сожалению, этот процент небольшой: из ста всего один.
Всё зависит от того, насколько человек честен перед самим собой. Чаще всего люди обвиняют других в своих бедах, принимают роль жертвы, а не берут ответственность за то, что произошло, на себя. Им так проще и удобнее жить. Выхода для таких людей нет.
Лукавство химической зависимости в том, что она изменяет сознание, которое начинает работать против самого человека. Зависимый не осознаёт того, что уничтожает сам себя. Многие просто не воспринимают свою беду как болезнь.
Изначально Бог создаёт каждого человека целостным, но время воспитания, взросления происходят переломы: рождаются комплексы, неуверенность, страхи. Человек замечает, что эти комплексы исчезают, когда он употребляет алкоголь. Тогда он начинает специально принимать различные химические вещества и попадает в зависимость от них.
Единственный способ выздороветь — заменить одну зависимость другой: стать зависимым от Бога. Доверие Ему помогает почувствовать себя сильным и уверенным в себе, потребность в алкоголе и наркотиках отпадает. Бог становится неиссякаемым Источником поддержки. Рождается новая «зависимость» — от одобрения Божия, Его мнения и поддержки, которая ведёт теперь уже не к погибели, а к свободе: теперь человек сам берёт ответственность за свою жизнь, он её хозяин.
Очень важно, что занятия проходят в группах: они создаются для того, чтобы попавшие в общую беду поддерживали друг друга. Когда человек, пытающийся освободиться от зависимости, выходит в социум, он дезориентирован. Найдёт ли он в обществе понимание и поддержку? Группы значат очень много. Бог помогает через людей. Попавшему под влияние страсти Он посылает человека, который пережил такое же искушение, чтобы тот указал путь к выздоровлению. Без поддержки ближнего выздороветь нереально».
Встречи проходят в формате диалога. Поначалу взять слово решались один-два человека, теперь на занятиях проходит оживлённая дискуссия. Многие подходят к священнику по окончании беседы и задают вопросы.