24 марта 2013 г.
Слово о кресте всегда воспринимается с трудом
24 марта епископ Горловский и Славянский Митрофан совершил пассию в Николаевском кафедральном соборе Горловки. После чтения акафиста Страстям Христовым владыка обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Эти слова Евангелия как нельзя более ясно говорят о том, каким путем должен следовать православный христианин. Но еще со времен апостольских слово о кресте было всегда с большим трудом воспринимаемо человеческим ухом и человеческим сердцем.
Даже ученики Христовы, апостолы, когда Господь говорил им о Своих крестных страданиях, о том, что Ему предстоит идти во Иерусалим, быть отдану в руки человек грешников и распяту, устами апостола Петра они говорили: «Господи! Да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16, 22). А один раз было даже так, что после этих слов они начали спорить, кто из них будет больше, когда наступит Царство Мессии, кто какую должность займёт. И мы помним, как Господь остановил их спор, спросив: «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мф. 20, 22).
За две тысячи лет изменилось очень мало, хотя мы сегодня находимся в несколько другом положении, чем апостолы, потому что мы уже знаем то, чего тогда не знали они. Изменилось мало не потому, что чего-то не понимает человеческий ум, но потому, что не всегда человеческое сердце способно воспринять слова Евангелия о кресте и правильно их понять.
Человеческой природе страдание чуждо. Человек стремится не к страданию, а к счастью и блаженству. И когда мы слышим евангельские слова о том, что нужно отвергнуться себя, взять крест и последовать за Христом, а дальше еще более суровые слова: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» (Мк. 8, 35), — умом мы эти слова понимаем, но наше сердце очень далеко от них отстоит.
В современном мире многие люди воспринимают те блага и ту награду, которые обещал Господь, как благоденствие земное. И апостолы когда-то в своё время сделали эту ошибку. Они думали, что жизнь духовная наивысшим своим наполнением, самой большой своей наградой имеет благоденствие здесь, на земле, когда человек имеет достаток, крепкое здоровье, успех и благополучие во всём. Именно так ими были восприняты слова Христовы о блаженстве. Но ведь до тех пор, пока человек не изменится, пока он не освободится от рабства своим страстям и греху, он блаженным и счастливым быть не может, даже имея материальное благополучие и крепкое здоровье.
Глядя на людей, в современном понимании этого слова успешных, которые не ходят в Церковь, не молятся Богу, не делают добрых дел, многие говорят: посмотрите, сколько у него денег, посмотрите, как он одевается, посмотрите, на какой он машине ездит и в каком он доме живет, но в церковь он не ходит. Как же ему Бог все дает, когда он — безбожник? А я верующий, молюсь — и у меня ничего этого нет?!
Ошибочно истолкованное понятие блага приводит человека к таким ошибочным умозаключениям. Но ведь никто не знает о внутреннем мире человека, который внешне кажется благополучным. Никто не знает, что происходит у него в душе, что происходит у него в сердце. Мы очень часто слышим из новостей о том, как очень богатые люди оканчивают жизнь самоубийством, имея при этом материальных благ в сотни и тысячи раз больше, чем все мы с вами, вместе взятые. Как человек доходит до того, что ему жизнь становится не нужна? Почему он решается на такой поступок?
Если человека мучают его грехи и страсти, каким бы видимым не было его материальное благополучие, он счастлив быть не может. Сколько бы у него не было денег, он никогда не будет блаженным. Сколько бы он не потреблял благ, ему все равно их будет не хватать. Так устроен человек. Гордый страдает от своей гордыни, завистливый страдает от своей зависти, алчный страдает от своей алчности, невоздержный страдает от своего невоздержания, и внешне благополучный, как нам кажется, человек исполнен страдания и скорби.
Господь предлагает Своим последователям добровольно отвергнуться себя, то есть своего ветхого, греховного человека, добровольно решиться на борьбу со своими страстями и на связанное с этим страдание, боль — больно побеждать грех и самого себя — для того, чтобы, освободившись от этого рабства, освободившись от греха, обрести истинное, подлинное, настоящее блаженство.
Господь попускает в нашей жизни, чтобы мы страдали от своих страстей, для того чтобы мы от них освободились через это страдание. От гордости человек освобождается через то, что терпит унижения с благодарностью Богу и приобретает смирение. От самонадеянности человек освобождается тогда, когда в его жизни случается не по его воле, когда он терпит поражение за поражением, ошибку за ошибкой. Смиряется его сердце, и он обретает упование во всём на волю Божию.
Алчному и скупому человеку придётся пережить нищету для того, чтобы он надеялся не на своё богатство и не на свой материальный достаток, а освободил свою душу для подлинной духовной радости. И таких примеров можно привести много. Осознав это, мы поймем, что те скорби и испытания, которые посылает нам Господь, Он посылает для того, чтобы подарить нам гораздо большее, чем мы имеем.
Мы хотим иметь этот временный мир, а Господь хочет подарить нам вечность. Мы хотим здесь мимолётно наслаждаться, а Он хочет подарить нам вечное блаженство. Но для того, чтобы этот дар мы могли воспринять, нам нужно очиститься от греха. Через терпение скорбей и болезней наши душа и тело очищаются для того, чтобы воспринять гораздо большие духовные дарования. Это мы видим на примере многих угодников Божиих и глядя на жизнь нашей Матери-Церкви.
В сегодняшний день Крест Господень находится посреди храма, для того чтобы укрепить нас в несении нашего жизненного креста. Мы не выбираем свой крест, потому что, если бы Господь дал нам такую возможность, мы бы всегда по своей гордости выбрали себе крест не по силам, такой, какой мы не сможем нести. Крест нам даётся от Бога. Каждому — в его меру, ту меру, которую он может воспринять.
Какой бы нам не дал Господь крест, Он не даёт его выше наших человеческих сил. Но данный нам крест — именно наш и ничей другой, потому что именно это нам нужно терпеть, и именно это нам необходимо для того, чтобы наша душа и наше сердце очищались от греха. Скорби разнообразны, у всех людей они разные, и каждый человек их переживает по-разному. Но если мы несём этот крест с благодарностью Богу, то мы очищаемся, укрепляемся духовно и становимся лучше, мы готовим себя к вечности.
Господь даёт нам не те кресты, которые мы заслужили за свои грехи, потому что если бы мы так рассуждали, то никто бы из нас своего креста понести бы не смог. Все наши грехи Господь взял на Свои плечи и на Свой Крест, на котором Он принес Себя в жертву за нас с вами. Не за грехи свои мы терпим, потому что за грехи мы достойны большего наказания. А терпим мы ради спасения души и вечной жизни. Терпим ради того, чтобы получить то, о чём апостол Павел сказал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).
И дай Бог, чтобы, взирая на Крест Христов, где Сын Божий, как Любящий Отец, простирает ко всем нам Свои пречистые руки, мы всегда находили в себе силы нести наши жизненные кресты, не ослабевая и не унывая, следуя за Христом и отвергнувшись себя, для того чтобы, погубив душу свою здесь ради Сына Божия и Евангелия, спасти её для жизни вечной.