Официальный сайт

Мария Цырлина

Псалом 102. Благослови, душе моя, Господа!

Хлудовская ПсалтирьНа утрени 102 псалом входит в состав шестопсалмия. Это также один из шести псалмов, входящих в состав литургии, и один из двух (или трёх, если 33 псалом не опускается), которые поются, а не читаются священником тайно. Он составляет первый антифон.

В надписании псалма сказано, что он принадлежит пророку и царю Давиду. В этом прекрасном псалме пророк описывает благодеяния Божии боящимся Его. Это песнь хвалы Богу, присоединиться к которой псалмопевец призывает все ангельские силы и всех созданий Божиих («вся дела Его»).

1 Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его.

2 Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его:

1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.

2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

«Благослови, душе моя, Господа…» Эти слова повторяются неоднократно в начале и в конце псалма, так как они изливаются из переполненного благодарностью сердца псалмопевца. Автору псалма хочется повторять их снова и снова.

Свт. Афанасий Великий: «Словом же „внутренняя“ дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всею крепостью и всем помышлением».

«Воздаяний Его». Свт. Афанасий: «За великие грехи, содеянные нами, воздал Он нам благостию, милостию, щедротами. И этого не должны мы забывать».

3 Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя,

4 Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами,

3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;

«Очищающаго вся беззакония твоя». «Псалтирь в святоотеческом изъяснении»: «Очищается человек через искреннее покаяние и усердную молитву ко Христу» (с. 405).

«Избавляющаго от истления живот твой». Псалмопевец благодарил Бога за то, что Господь избавляет его жизнь от опасностей. Мы же можем этими словами воздать Ему хвалу за то, что Он дарует нам вечную жизнь через Своё Воскресение. Блж. Феодорит Кирский: «Отведенных в Вавилон пленников хотя освободил Бог от рабства, но не избавил от тленной жизни. А нам даровал надежду воскресения, дал залог Духа, облек нас в ризу бессмертия».

«Венчающаго тя милостию и щедротами». Свт. Афанасий Великий: главная из милостей и щедрот Божиих — дар усыновления нас Себе. Блж. Феодорит Кирский: венец даётся нам по благодати и человеколюбию Божию, а не по нашим заслугам.

5 Исполняющаго во благих желание твое:

обновится яко орля юность твоя.

5 насыщает благами желание твое:

обновляется, подобно орлу, юность твоя.

«Во благих». Блж. Феодорит Кирский: Есть желания предосудительные, но Бог исполняет только те прошения, которые идут нам во благо.

«Обновится яко орля юность твоя». В древности люди считали, что орёл не умирает, а каждые десять лет обновляется и делается вновь юным (Лопухин А.П. Толковая Библия, Т.3, с. 446). «Псалтирь в святоотеческом изъяснении» толкует слово «юность» как «вечная жизнь», в которой нет старости, но получившие которую остаются всегда юными, а сравнение её с орлом объясняет царственным величием этой птицы, воспаряющей высоко к небесам.

6 Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым.

6 Господь творит правду и суд всем обиженным.

«Судьба» — церковнослав.: «постановление, суд».

Древнееврейское слово zdaqot можно перевести и как «милостыни», и как «правды», поэтому здесь разбежности в церковнославянском и русском переводах.

Говоря об обидимых, для которых Бог восстанавливает справедливость, псалмопевец в первую очередь вспоминает пример сынов израилевых, которых Господь вывел из египетского плена и даровал свободную жизнь в Земле Обетованной. Поэтому в следующем стихе речь пойдёт о них.

7 Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя.

8 Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив.

9 Не до конца прогневается, ниже во век враждует.

10 Не по беззаконием нашим сотворил есть нам,

ниже по грехом нашым воздал есть нам.

7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.

8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:

9 не до конца гневается, и не вовек негодует.

10 Не по беззакониям нашим сотворил нам,

и не по грехам нашим воздал нам:

«Сказа пути Своя Моисеови». Свт. Афанасий Великий: «Силы Свои, названные путями, и добродетели, с каковыми правит всем, сказал Моисею».

«Хотения своя» — возможен также перевод «дела Свои».

«Не до конца прогневается…» Свт. Иоанн Златоуст: «Если бы Господь тотчас наказывал по тяжести греха, то уже давно бы род человеческий был бы истреблён» (Псалтирь в святоотеческом изъяснении, с. 407). Свт. Афанасий Великий: «Хотя и прогневался за преступление Адамово, и род наш осудил на смерть, однако же, не до конца простирает гнев Свой; потому что в последние времена воссиял Он во отметание тления».

«Не по беззакониям нашим…» Несмотря на то, что израильский народ роптал, поклонялся идолам и совершал другие беззакония в пустыне на пути в Землю Обетованную, Бог открыл Моисею Свои заповеди («пути»), а всем израильтянам явил Свои чудеса («дела»). Свт. Иоанн Златоуст: «Получение закона есть дело милостыни, сострадания и благодати» (Псалтирь в святоотеческом изъяснении, с. 406).

11 Яко по высоте небесней от земли,

утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.

12 Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша.

13 Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его.

11 ибо как высоко небо над землею,

так велика милость [Господа] к боящимся Его;

12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;

13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

«Яко по высоте небесней от земли… Елико отстоят востоцы от запад…» Блж. Феодорит Кирский: «Если бы Псалмопевец нашел еще большие расстояния, он указал бы их, желая показать необъятность божественной благости. Но ни выше неба, ни шире пространства мысль человеческая не нашла измерения».

«Щедрит» — «милует» (церковнослав.).

14 Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы.

15 Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет.

16 Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.

14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.

15 Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет.

16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

Увядшие цветы«Яко Той позна создание наше». Блж. Феодорит Кирский: «Знал, из чего мы созданы».

«Помяну» — «помянул».

«Персть» — «прах».

«Цвет сельный» — «полевой цветок».

«Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего». Жизнь человека сравнивается с полевым цветком, который быстро отцветает, засыхает и вырывается ветром. В дословном переводе с дервнееврейского: «ибо ветер прошёл по нему, и нет его, и место его (где он рос) более не знает его».

Есть также понимание у святых отцов, что речь здесь идёт о душе человека, которая «проходит», т.е. покидает тело. Блж. Феодорит Кирский: «Духом же Пророк называет душу. Пока душа в теле, оно живет и действует; а как скоро душа отлетела, оно угасает и истлевает».

17 Милость же Господня от века и до века на боящихся Его:

18 И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его,

и помнящих заповеди Его творити я.

17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,

18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его

и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

«От века и до века». «Псалтирь в святоотеческом изъяснении»: «Даже до отдаленных потомков» (с. 409).

«И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я». Псалмопевец здесь не дословно цитирует слова, сказанные во второй заповеди Божией (Исх. 20:6). Там Богом была обещана милость до тысячи родов (поколений) тем, кто соблюдает Его заповеди. «Правда», таким образом, здесь синоним к слову «милость». Автор псалма напоминает, что важно не просто «хранить» (помнить) заповеди, но и соблюдать («творити») их (блж. Феодорит Кирский).

«Я» — «их».

19 Господь на Небеси уготова Престол Свой,

и Царство Его всеми обладает.

19 Господь на небесах поставил престол Свой,

и царство Его всем обладает.

Хотя Престол Божий — в недосягаемых Небесах, но Бог не оставляет Своей заботой земных созданий — Его владычество простирается над всем творением.

20 Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию,

творящии слово Его, услышати глас словес Его.

21 Благословите Господа вся силы Его,

слуги Его, творящии волю Его.

22 Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его:

благослови, душе моя, Господа.

20 Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою,

исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;

21 благословите Господа, все воинства Его,

служители Его, исполняющие волю Его;

22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его.

Благослови, душа моя, Господа!

Словами «вся силы Его» именуются разные чины ангелов (свт. Афанасий Великий). Выражением «вся дела Его» также именуются ангелы, либо же всё творение Божие «на всяком месте владычества Его», т.е. где бы оно ни обитало.

«Псалтирь в святоотеческом изъяснении»: «Поскольку природа человеческая слабая к достойному прославлению Бога, поэтому Давид призывает святых ангелов, сильных крепостию и имеющих жизнь свободную от страстей — достойно воспеть Благодетеля».

Свт. Афанасий Великий: но «народ, приступающий к вере, как посвящающий себя песнословию, будет в одинаковом достоинстве с Ангелами».

Цитата дня

«

Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100