Официальный сайт

Программа «Христианская этика в украинской культуре». 4-й класс «Дорога Мудрости»

 

34 часа (1 час на неделю, всего 30 часов — основное и 4 часа резервное время)

Содержание учебного материала

Урок 1. Мудрость несет добро.

Мудрость — это умение различать добро и зло, давать совет самому себе и другим, находить выход из трудных жизненных ситуаций, не пренебрегать советами тех, кто имеет больший жизненный опыт. Самый мудрый Учитель — Творец мира.

Урок 2. Библия — живоносный источник мудрости.

Свою мудрость Творец оставил в Слове Божьем — Святом Письме, или Библии. Кто ищет мудрости, тот обращается к Библии.

Учим читать Библию для детей.

Урок 3. Окружающий мир — книга Божьей Мудрости.

Узнавая об окружающем мире, созерцая его красоту, человек видит в нем мудрые законы, понимает, что Творцом мира, его Строителем есть Бог. Мир напоминает нам книгу, Автором которой есть Бог. Человек ощущает радость от познания мира.

Урок 4. Слово Бога к человеку.

Небесный Отец желает добра Своим детям, поэтому дает людям Свои Заповеди, выполнение которых поможет найти путь к взаимопониманию, уважению, любви одного к другому, избегнуть жизненных неурядиц, победить в себе плохие черты характера.

Урок 5. Мудрый человек любит совет.

Человек, который стремится быть мудрым, ищет знание и ценит добрые советы. От кого мы слышим советы? От родителей, дедушек, бабушек, учителей, старших друзей. Умеем ли мы прислушаться к ним? Не забываем ли благодарить за добрые советы?

Урок 6. Заповедь согласия и долголетия.

В чем оказывается почет к родителям? В послушании, понимании ценности их заботы, чуткости, кротости, признательности. Родительское благословение — это признательность детям за их послшание. Приводим примеры родительского благословения из жизненных историй и библейских сказов.

Урок 7. Дары Божьей мудрости. О талантах человека, его творческие способности.

Заботясь о людях, Господь дарит им разнообразные таланты, творческие способности для того, чтобы человек мог приносить другим добро и пользу. Развитие творческих способностей нуждается в работе над собой.

Урок 8. Наши проводники в мир Мудрости (ко дню учителя).

Радостью для учителя является сотрудничество с учениками, которые проявляют заинтересованность к знаниям, настойчивость, прислушаются к установкам и советам. Определяем значимость работы учителей и учим признательности им. Христос — Учитель учителей.

Урок 9. Мудрый человек любит работу

Мудрый человек понимает, что без работы невозможно достичь определенной цели, добросовестная работа приносит пользу другим и себе, является источником радости и счастье.

Урок 10. Мудрость одевается в скромность и живёт в чистом сердце.

Мудрый человек не выхваляется перед другими, сдержанна в проявлениях своих чувств (не сердится, не употребляет грубых слов), не задумывает против других зла.

Урок 11–12. Мудрость преисполнена милосердия.

По-настоящему мудрый человек — человек милосердный. Мудро налаживая собственную жизнь, в своих нуждах он не удовлетворяется лишь личным комфортным существованием, а и стремиться отдавать свою любовь, делиться с другими тем, что имеет сам.

Урок 13–14. Святые последователи Христа.

Проявление Божьей мудрости в людях, которые приняли Заповеди Христа любви к Богу и ближнему, на примерах Святых Петра и Павла, Святых княгини Ольги и князя Владимира.

Урок 15. Рождество Христово. Царство Небесное и царство земное.

Человечество неодинаково встретило рождение Христа-Спасителя. Если добрые люди почитали Богомладенца, то злые восстали против Него, боясь, что Христос завладеет их царством. Но царство Христа — Царство Небесное. И пришел Он, чтобы позвать к нему людей.

Урок 16. Рождество Христово. Дары Богу.

Празднуя Рождество, мы приносим Христу дары наших добрых дел. Наибольший дар — это любовь к Богу и ближнему.

Урок 17. Мудрость превращает злое сердце в доброе.

Почему князь Владимир отказался от язычества? Подвиг христиан Феодора и его сына Иоанна. Выбор веры князем Владимиром. Крещение Руси.

Урок 18. Мудрость учит прощению.

Мудрый человек не держит зла в сердце, так как это зло вредит прежде всего ему самому (иногда он даже начинает болеть) и тем, кто его окружает (страдает даже окружающий мир).

Урок 19. Терпение получает вознаграждение.

Когда мы с терпением одолеваем боль оскорблений, тогда сердце исполняется любви ко всему миру, который и является наивысшей наградой.

Урок 20. Наилучший дар. Мудрость царя Соломона.

Библейский рассказ о царе Соломоне в качестве примера человека, который ценит мудрость больше земных богатств.

Урок 21. Честный человек — мудрый

Честный человек отмечается особой добродетелью — правдивостью. Честным должно быть каждое слово человека. Честный человек имеет честь, он достойный почета.

Урок 22. Мудрость дальновидна. Притча о блудном сыне.

Дальновидность мудрого человека выражается в том, что он хорошо понимает следствия тех или других поступков, имеет терпение к другим, надеясь, что они станут лучше.

Урок 23. Сила наших слов.

Доброе слово исцеляет, а плохое — убивает. Мудрый человек следит за своими словами. Золотыми являются слова народной мудрости и Святого Письма.

Урок 24–25. Внутренняя и внешняя красота человека.

Внутренняя красота человека не видна глазами, но важнее чем внешняя. Она имеет большую силу делать этот мир лучше.

Урок 26. Воскресение Христово.

Праздник Пасхи и связанные с ним традиции и обычаи с давних времен почитаются в нашем народе. Главным событием этого праздника является прославление Иисуса Христа, Который победил смерть и дал возможность людям иметь жизнь вечную.

Урок 27. Божья и человеческая мудрость в камне и красках.

Планета Земля — это Дом, который Бог создал для людей. А Храм Божий — творение человеческих рук как прославление Бога и признательность Ему. Красота Божьего мира и красота человеческого творчества, воплощенные в камне и красках. Посещение храма.

Урок 28. Чудотворное чудо храма — икона.

Достойны удивлению и восхищению творения художников, которые посвятили свой талант обрамлению храмов. Икона рассказывает нам о духовном мире и помогает прикоснуться к нему.

Урок 29. Мудрость слышит другого.

Мудрый человек умеет слушать, прислушаться к мыслям других, проникнуться чужой болью, радоваться успехам других, не ждет просьбы о помощи, а спешит помочь сам.

Урок 30. Завещание наших предков. Учись мудрости.

Святые братья Кирилл и Мефодий, учителя славян, с радостью делились своими знаниями, желая, чтобы перед людьми раскрывалась красота Божьего мира и человеческой души.

А древнерусские князья своими делами распространяли любовь к знаниям и мудрости.

Государственные требования относительно уровня общеобразовательной подготовки ученика

Ученик имеет представление о:

— добродетели мудрости, которая есть, с одной стороны, даром Божьим, а с другой — достоянием самого человека;

— Библии как источнике мудрости;

— окружающем мире — как творение Божием;

— о человеческих способностях — как даре Божием;

— добродетельном отношении к родителем и учителям — как Заповеди Божией;

определяет:

— свое отношение к поучениям Святого Письма, установок мудрых людей, к собственным способностям и талантам;

ориентируется в понятиях:

— «мудрость»;

— «живоносный источник»;

— «талант»;

— «способность»;

— «Божий дар»;

— «Божья заповедь»;

сравнивает:

— мудрые поступки с неразумными, результаты своей работы в процессе учения с леностью и бездеятельностью;

понимает:

— потребность подражать мудрым советам и установкам во избежание жизненных неурядиц;

анализирует:

— собственные поступки в сравнении с поступками библейских и литературных героев;

объясняет:

— почему важно быть послушным, признательным, чутким к родителей и тем, кто о нас заботится;

использует:

— примеры из собственной жизни и книг для подтверждения своих мыслей;

высказывает:

— свою мысль о родительском благословении, о требованиях старших к младшим, о последствиях ослушания, о несправедливом наказании;

характеризует:

— черты, которые ему нравятся или не нравятся в других, и в себе, которые он хочет приобрести или избавиться;

умеет различать:

— хорошие и плохие поступки других и собственные;

— мотивы поступков и их следствия;

придерживается правил:

— духовной безопасности в собственной жизни: прежде чем что-то сделать, обдумать свое желание или возможные действия;

— быть внимательным к другим, не обижать, не осуждать;

— уметь воспринимать замечание и совета без оскорблений;

— быть послушным и выполнять просьбы родителей и учителей;

имеет представление об:

— добродетелях, присущих мудрому человеку: трудолюбии, скромности, сдержанности, сердечной чистоте, терпении, человечности, миролюбии, дальновидности, умении прощать, слышать ближнего;

— определенные исторические события, связанные с жизнью Иисуса Христа и Его последователей;

ориентируется в понятиях:

— «подвиг», «сердечная красота», «внутреннее исцеление», «внутренняя красота», «сила слова», «честное слово»;

может привести примеры:

— проявления Божественной и человеческой мудрости;

— внутренней красоты человека, ее поступков;

— самоотверженного служения Богу и людям;

определяет:

— свое отношение к самосовершенствованию, соблюдение правил человеческих отношений на христианских началах;

называет:

— известные исторические имена последователей Христа;

имеет представление об:

-княгине Ольги, которая первая из древнерусских правителей приняла христианство на Руси;

— подвиг христиан Феодора и его сына Иоанна;

— поиск князем Владимиром веры и Крещение Руси;

— создание алфавита славян Святыми Кириллом и Мефодием;

— завещание детям князей Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха;

анализирует:

— красоту человеческой души на примерах персонажей Библейских сюжетов и художественных произведений, а также близких ребенку людей (по собственному опыту);

понимает:

— как человеку надо вести себя по христианским нормам нравственности (прощение, извинение, послушание, милосердие, сочувствие, признательность);

объясняет:

— связь поступков со следствиями, взаимосвязь внутренней и внешней красоты;

— потребность жизни по Божьим Законам для усовершенствования себя и мира;

использует:

— собственный опыт для объяснения христианских мировоззренческих ценностей (возрождать и беречь христианские обычаи в собственной семье и в своей жизни);

высказывает:

— собственные мысли по вопросам поведения, поступков и моральной жизни;

— собственные впечатления от прочитанного;

— собственные суждения относительно жизненных ситуаций, предложенных в пособии, и повседневной жизни;

придерживается:

— правил духовной безопасности:

— следит за своим внутренним состоянием, чтобы предупредить отрицательные мысли и действия; — следит за своими словами;

— обращает внимание на расположение духа и переживание ближнего, соучавствует в радости и горе;

— приходит на помощь не только тогда, когда просят, а и тогда, когда без слов понятно, что нужно помочь;

умеет изобразить:

— в рисунках и творческих изделиях свое отношение к миру добра и зла, к своим ближним;

— в сюжетных композициях свои впечатления от посещения храма и его внутреннего и внешнего обрамления.

Старается выполнять творческие работы как можно лучше для того, чтобы подарить на радость младшим и близким.

Цитата дня

«

Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100