Программа «Христианская этика в украинской культуре». 3-й класс «Дорога Добродетелей»
34 часа (1 час в неделю, всего 30 часов — основное и 4 часа — резервное время)
Тема 1. Мир создан для добра (8 ч.)
Содержание учебного материала
Урок 1. Мир создан для добра.
Добро вечное. Зло временное. Настанет время, когда не будет зла, а во всем — в людях и в окружающем мире — будут царить мир и согласие.
Урок 2. Золотое правило жизни.
«Делай другим так, как бы ты хотел, чтобы делали тебе». Осознание себя в мире. Святые последователи Христа.
Урок 3. Моя семья.
Признательность нашим родным — тем, кто дарит нам добро, учит нас создавать добро.
Урок 4. Чему учиться нам у родителей?
Отцовские сила, ум и теплая улыбка; мамины нежность, мудрость и кроткий взгляд. Родительская забота. Божья Заповедь оказания почитания родителям.
Урок 5. Моя первая учительница — мама.
Чему учатся у мамы сын, дочурка? Мама — мой ангел-хранитель. Сила маминой молитвы.
Урок 6. Сокровища нашего имени.
Из давних времен по христианской традиции имена избираются не только за красотой звучания, а и в честь святых, которые носили эти имена.
Урок 7. Как стать похожим на своего покровителя.
Таким образом, святые становятся нашими небесными покровителями. Что мы знаем о них? Какими добродетелями прославились святые в своей жизни? Как мы почитаем их память?
Урок 8. Как нам помогает вера, надежда, любовь.
Вера дает нам понять, для чего мы живем в этом мире, надежда помогает преодолеть жизненные трудности, любовь согревает сердца, исполняет жизнь радостью.
Государственные требования относительно уровня общеобразовательной подготовки ученика
Ученик получает представление о:
— Божием замысле относительно существования мира и роли человека в этом мире;
сравнивает:
— свои собственные поступки с примерами моральных поступков из Библейских сюжетов и литературных произведений;
понимает:
— важность работы над собой в формировании добродетелей, необходимость прикладывания усилий в духовной работе;
— значение добродетелей в жизни человека, ее отношение к Богу, ближнему, к самому себе, влияние на душу человека добрых и злых поступков;
— польза от творения добрых дел, связанных со служением ближнему и преодоление своих плохих привычек;
— необходимость признательности родным — тем, кто дарит добро и учит создавать добро;
— важность почитания матери;
объясняет:
— определенные признаки доброго и плохого;
— какое поведение есть добродетельным в отношении к Богу и ближнего;
— христианскую традицию хранения и почитание крепкой семьи;
умеет:
— слушать и анализировать (на определенном уровне) фрагменты литературных произведений, узнавать изображение святых на иконах, создавать несложные композиции в изобразительной деятельности.
Тема 2. Уроки добропорядочности (22 ч.)
Содержание учебного материала
Урок 9. Чему учили детей в древности.
Богатый опыт наших мудрых и набожных предков-христиан помогает нам научить добру свою душу. Как можем почитать своих предков? Какие из советов мудрых предков мы можем использовать и выполнять в своей жизни?
Урок 10. Как стать лучше.
Хочу ли я стать лучше? Что я для этого делаю? Что по этому поводу говорит Евангелие?
Урок 11. Честность и вранье.
Честность как уважение к ближнему, выполнение обещания, мужество сознаться в своей виновности.
Урок 12. Любовь к работе.
Трудолюбие необходимо воспитывать, одолевая нежелание, отсутствие заинтересованности или вознаграждения, неумение и связаны с ними возможные трудности.
Урок 13 Работа — победа над леностью
Настоящая работа не бывает легкой. Она всегда одолевает леность и усталость. Лень — это нежелание трудиться. Преодоление лени, обучение выполнять любую работу, это утверждение себя в жизни.
Урок 14. Послушание и старательность.
Послушание как уважение к старшим, которые имеют больший жизненный опыт. Что бы произошло, если бы каждый начал делать только то, что ему захочется?
Урок 15. Рождество Христово как проявление Божьего милосердия и терпения.
Христос принес в этот мир пример милосердия и терпения. Можем ли мы подражать этому примеру? Что означает выражение «В сердце родился Бог»?
Урок 16. Терпение и нетерпеливость.
Что означает «работать над собой»? Умение поставить перед собой цель (согласно возрасту) и сделать все необходимое, чтобы ее достичь. Нетерпеливость наносит ущерб.
Урок 17. Вежливость и неучтивость.
Вежливость дает возможность людям лучше понимать друг друга, сотрудничать, предотвращает недоразумения.
Урок 18. Забота и равнодушие.
Человек, равнодушный к другим, становится одинокой. С ним не желают играться, общаться, иметь дела, дружить, так как он думает только о себе.
Урок 19. Бережливость и небрежность.
Когда Бог создал людей, Он завещал им проявлять заботу об этом мире. О бережливом отношении к природе, вещей (книжек, одежды, игрушек), пищи, здоровье. Небрежность приводит к беспорядку, через который человек расточает время, иногда здоровья, могут даже нарушиться взаимоотношения с людьми. Необходимо также заботиться о своей душе, чтобы в ней не прорастал сорняк зла.
Урок 20. Благоразумие и нерассудительность.
Благоразумие — источник добропорядочности. Человек не должен лениться рассуждать над своими поступками, анализировать их, чтобы избирать лучше и не допускать зла к уму и сердцу.
Урок 21. Божий дар знаний.
Знания помогают человеку избрать правильный путь в своих делах и поступках. В мире есть немало интересных вещей, знание о которых обогащает человека, помогает ему стать умнее.
Урок 22. Признательность — приумножение добра.
Признательность ценит работу других, доброе отношение, любое доброе дело, поддержку и совет. Признательный человек вызывает уважение, желание общаться с ним, помогать. Человек не должен забывать о признательности Богу за Его доброту и любовь, а также родителям, учителям, друзьям.
Урок 23. «лучше давать, чем брать».
Доброму человеку присущая щедрость, как добродетель, которая выходит из любящего сердца. Щедрость выражается в умении поделиться с ближним, раздаче милостыни, гостеприимности, умении радоваться добру другого, отсутствия зависти.
Урок 24. Милосердие в нашей жизни.
Милосердный человек спешит на помощь тем, кто попал в беду, проявляет чуткость к другим, прощает вину и обиды, жалеет всех. Жестокость проявляется в равнодушии к чужому горю, а иногда и радости, насмешке. Сердце каждого человека видит Бог, и Он может исцелить его от зла.
Урок 25. Чуткость и нечуткость.
Чуткий человек ощущает боль и радость других людей. Проникается их трудностями, всегда приходит на помощь.
Чуткий человек — милосерден, доброжелателен, благотворительный. О нём говорят: «Человек с Богом в сердце».
Урок 26. Сила тела и сила духа.
В жизненных испытаниях побеждает не тот, кто имеет крепкое тело, а тот, кто имеет силу духа. Более сильным становится тот, кто учится руководить собой.
Урок 27. Храбрость и трусливость.
Храбрость — это добродетель, которая выражается в умении защищать правду, добро: заступаться за более слабого, взять на себя ответственность в важном деле (например, в командной игре), сознаться честно в вине. Храбрости присуще мужество.
Урок 28. Защитники Родины.
Примеры героических поступков из любви к Родине. Героизму присуща жертвенность.
Урок 29. Скромность и хвастливость.
Христианин понимает, что таланты и добродетели дарятся Богом или достигаются не только человеческими стараниями, а и Божьей помощью. Поэтому человек не должен выхваляться своими способностями и талантами. Хвастливый человек не замечает своих недостатков, не уважает и талантов других.
Урок 30. Жить по-христиански
Что означает жить по-христиански? Создавать добро и побеждать зло. Это непросто, но Бог дарит ощущение радости после любого доброго дела. Дорога добродетелей ведет в мир Вечного Добра.
Государственные требования относительно уровня общеобразовательной подготовки ученика
Ученик имеет представление:
— о добродетелях и противоположных им недостатках, таких как честность и враньё, трудолюбие и леность, послушание и ослушание, терпение и нетерпеливость, вежливость и неучтивость, признательность и неблагодарность, забота и равнодушие, бережливость и небрежность, благоразумие и нерассудительность, щедрость и жадность, милосердие и жестокость, храбрость и трусливость, скромность и хвастливость;
определяет:
— направление своих поступков на основе знаний о тех или других положительных или отрицательных черт человеческого характера;
— свое отношение к другим на началах христианских добродетелей — сочувствие, жертвенность, признательность;
называет:
— примеры добропорядочности из Библейских, исторических и сказочных сюжетов, добродетели, которых ему необходимо приобрести;
сравнивает:
— свое умение творить добрые дела с примерами, которые приводятся на уроках при слушании Библейских сюжетов и литературных произведений;
понимает:
— потребность подражать лучшим образцам христианских добродетелей в повседневной жизни;
— важность собственного участия в творении добрых дел, необходимость помогать людям в разных жизненных ситуациях;
объясняет:
— важность добропорядочности и потребности помогать людям в разных жизненных ситуациях;
использует:
— знание о гостеприимности, заботе о ближних, о милосердии и щедрости во время праздников и в повседневной жизни христиан;
высказывает:
— собственные мысли по поводу поступков персонажей библейских сюжетов, героев литературных произведений, отношение к собственным поступкам;
— личное отношение и отношение своих близких к христианским ценностям в жизни своей семьи;
— собственные мысли о значении добропорядочности в жизни семьи, школы, города, родного края;
характеризует:
— признаки христианских праздников, содержание отдельных действий и поведение людей во время проведения этих праздников;
ориентируется:
в этических понятиях «совесть», «добродетели», «милосердие», «человечность», «добропорядочность», «признательность», «ответственность»;
умеет:
— использовать свои знания в общении с друзьями, школьными товарищами, родителями, учителями и другими людьми;
— отображать в рисунках и в творческих роботах свое отношение к миру добра и зла;
— исполнять народные песни, связанные с христианскими традициями, готовиться к проведению праздников, готовить простые праздничные кушанья, вырабатывать праздничные украшения и подарки;
— изображать на рисунках некоторые символы христианских праздников, передавать в цвете расположение духа своей души, атмосферы праздника.
придерживается правил:
— духовной безопасности в выборе между миром добра и зла.