Преображенский храм в селе Серебрянка
Престольный праздник: Преображение Господне (19 августа).
Окормляется духовенством благочиния.
Адрес: 84520 с. Серебрянка, Бахмутский р-н.
В конце XVII века донские казаки поселились в наших краях и основали местечко Сухарево. Его жители казаки Василий Васильев и Иван Мережко во время поездок на конях по лесам вдоль Донца залюбовались высокой меловой горой на правом берегу реки. Казаки решили поселиться в этих местах вместе с семьями. Позже туда переехали ещё несколько семей и основали хутор. Мужчины ловили рыбу в Донце, рубили и сплавляли лес на продажу, поэтому хутор получил название Сплавы.
К началу XVIII века Сплавы выросли в большое казачье село. В 1740-х годах белгородский купец организовал добычу серебра в меловой горе. В 1744 году из Петербурга был направлен учёный, который осмотрел шурф на меловой горе напротив Сухарева и места возле Ямполя, в устье реки Бахмут. В то время Сплавы получили своё нынешнее название — Серебрянка.
В 1753 в селе по приказу императрицы Елизаветы Петровны была создана охранная линия. Чтобы её закрепить, часть бедного населения была выселена, на их место сербский полковник Райко Депрерадович привёл первую роту своего полка. Среди солдат было много сербов, молдаван и людей других национальностей. Село Серебрянка было переименовано в Серебрянский Шанец, или Первую Роту — это название продержалось до 1800 года.
В 1754 году здесь появилась деревянная церковь в честь Преображения Господня.
Серебрянский Шанец был обнесён земляным валом и по необходимости укреплён от близкой и дальней опасности. В 1778 году на месте маленькой временной деревянной церкви построили каменную Преображенскую церковь простой архитектуры. В серебрянский храм люди стремились попасть отовсюду, за много вёрст — другой церкви в окрестностях не было. Есть свидетельства 1779 года о том, что из-за распутицы люди не могли дойти до Серебрянки в Великий Пост для того, чтобы поговеть, и просили построить храм поближе, в районе нынешнего Краматорска.
Часовня на Марьиной горе
В селе также была часовня святого благоверного князя Александра Невского, которая размещалась на Марьиной горе. Сегодня это место — часть заповедника. Гора названа так в честь жены основателя Первой Роты Райко Депрерадовича. Церковные сооружения Серебрянки — объект пристального внимания специалистов-историковсербско-украинского товарищества.
В мае 1882 года в серебрянской церкви крестили будущего известного политического деятеля Украины Никиту Шаповала — публициста, социолога, поэта, члена Центральной Рады.
Дальнейшие исторические сведения о храме содержатся в документах центрального архива Донецкой области. В мае 1922 года Бахмутской уездной подкомиссией по изъятию ценностей из храмов и костёлов составлен «Акт о несоответствии содержания инвентарных книг». В той части, которая касалась изделий из драгоценных металлов, упоминается церковь Преображения села Серебрянка. В отличие от других церквей Лисичанского района, в которых для служб были оставлены предметы из драгметаллов (как утверждалось — «по минимуму»), из церкви села Серебрянка были изъяты все предметы из драгоценных металлов (примечание в скобках: «ничего не оставлено»), но оставлены предметы металлические. Как указано в акте, из нашей церкви тогда забрали 11 кг 607 г золота и серебра.
Службы в храме совершались даже в богоборческое время. Так, в ноябре 1923 года на заседании комиссии Донгубисполкома, губпрокуратуры, губпрофсовета и губотдела управления было решено зарегистрировать «Устав Преображенской церкви села Серебрянка» (протокол № 7 от 21.05.1923 года). В том же году в приходе села Серебрянка насчитывалось 125 верующих-«тихоновцев» (то есть поддерживавших патриарха Тихона).
По рассказам старожилов, храм был открыт практически всё время своего существования. Только на небольшой период в начале войны, когда село было оккупировано немцами, его закрыли и сделали из него конюшню. Есть свидетельства жителей о том, что даже при оккупации в домике священника при храме венчали какого-то немца с женщиной из села.
Село вскоре освободили. Когда наши войска выбивали из церкви фашистского снайпера, то повредили колокольню, на которой тот укрывался. Сам храм уцелел, хотя и получил довольно большие трещины. Как только село освободили, службы сразу же возобновились.
Богослужения совершали и в годы хрущёвской оттепели. В архивах 1970 года есть записи о проведении в Преображенской церкви крещений и других треб. В те годы в храме отлавливали пионеров, не пускали на Пасху, но, несмотря на это, на службах всегда было много людей. Приезжали из Лисичанска, Ям (нынешний Северск), потому что до Камышевахи, которая находится между Краматорском и Дружковкой, церквей не было.
В 1998 году настоятелем Преображенского храма стал архимандрит Сергий (Вовченко). В то время храм, которому на тот момент было более двухсот лет, требовал капитального ремонта. Силами общины вначале был сделан небольшой косметический ремонт.
Преображенский храм во время восстановления
С 2003 года, благодаря помощи благотворителей, началась реконструкция старинного храма, которая продолжалась по 2007 год. В церкви заменили крышу, укрепили фундамент, оштукатурили стены. В этот же период были восстановлены колокольня и часовня на Марьиной горе, которую освятили в честь Всех святых. На колокольне установили новые колокола.
Работы по благоустройству храма и прилежащей территории продолжаются. В 2016 году был обустроен церковный двор, обновлена штукатурка храма, заново покрашены стены.
В числе прихожан храма есть несколько долгожителей в возрасте по 88–89 лет. За период боевых действий на Донбассе число жителей Серебрянки пополнили переселенцы из Макеевки, Донецка, среди которых есть многодетные семьи. Община храма оказывает им посильную помощь.
Настоятель церкви архимандрит Сергий (Вовченко) преподаёт в сельской школе. Помимо занятий и факультативов, он также проводит встречи с учителями и учениками на духовные и нравственные темы.