Осудив грех в своей жизни, мы избежим суда Божия
3 марта, в первый день Великого поста, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан возглавил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора Горловки. После чтения Канона владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с первым днём Святой Четыредесятницы.
Начало Великого поста положила Церковь проводить по-особенному. И в первый день Святой Четыредесятницы мы слышим удивительные слова канона преподобного Андрея Критского, настраивающие нас на то настроение, с которым должны пройти её дни.
Свой канон преподобный Андрей написал в форме беседы со своей собственной душой, к которой он обращается в каждом из песнопений. И уже одно это должно побуждать к тому, чтобы мы в эти дни почаще беседовали со своей душой и обращались к ней точно так же, как к ней когда-то обращался преподобный Андрей Критский. Давайте скажем себе правду: не каждый день мы беседуем со своей душой и задаём себе вопрос: «Что сделано нами для того, чтобы душа наша приближалась к Свету, приближалась к Богу?»
Беседуя со своей душой, преподобный Андрей напоминает ей о том, что она — самая главная ценность в этом мире, что дороже её нет ничего. Беседуя со своей душой, преподобный Андрей возвещает, что каждый из нас имеет великий дар — свободу делать ежедневный выбор между добром и злом, и на многих примерах Ветхого и Нового Завета показывает, как этот выбор влияет на дальнейшую судьбу человека.
Когда человек выбирает зло, зло поглощает человеческую жизнь и разрушает её. Когда человек выбирает добро, хотя этот выбор и бывает трудным, непростым, этот выбор всегда бывает безошибочным, потому что этот выбор ведёт человека к Богу.
Преподобный Андрей, беседуя со своей душой, говорит ей ещё об одной очень важной вещи: если ты, душе, ошиблась, если ты не уподобилась тем, кто выбирал доброе, а уклонилась во зло, то и здесь ты не должна отчаиваться. Есть возможность избежать этого зла через покаяние. Есть возможность остановить действие этого зла в своей жизни и в окружающем мире, обратившись к Богу. Вот это самое важное, что касается сегодня каждого из нас.
Нет человека, который жив бы был, и не согрешил. И мы знаем эту цепочку: грех, болезнь и смерть. Отходя от Бога, человек рождает грех и болезнь. Умножается беззаконие, оскудевает любовь. Оставшись без Бога, человек погибает, как листок, оторванный от дерева, засыхает.
Но покаяние останавливает эту цепочку, прерывает этот процесс. Покаяние вновь возвращает человека к Богу, и уже оторванный лист вновь присоединяет к источнику жизни. И, беседуя со своей душой, преподобный Андрей уговаривает её, оставив зло, обратиться к покаянию, к этому спасительному лекарству, которое делает зло бессильным и возвращает душу в послушание Богу.
Мы боимся того, что нас Господь накажет, мы боимся гнева Божия и ответственности перед Богом за то, что мы сделали не так. Но преподобный Андрей говорит нам о том, что не Бог нас будет судить, а мы сами для себя являемся судьями. Мы сами должны суметь осудить свои злые деяния для того, чтобы избежать суда Божия. Как важно нам понять эти слова и услышать их — что, осудив грех в своей жизни, мы, тем самым, избегаем суда Божия над тем грехом, который мы совершили. Таким образом, судьями можем стать мы сами над собой, освободившись от греха.
Человек отвечать будет перед Богом не за то, что он согрешил, потому что мы слабы, и мы согрешаем по своему несовершенству и по своей немощи, а за то, что мы не каемся и не исправляем свою жизнь, имея возможность покаяния. Об этом Андрей просит свою душу: чтобы, согрешив, она не пребывала во грехе, но чтобы она обратилась к Богу с покаянием.
Нам с вами очень важно в эти дни увидеть, в чём мы согрешили перед Богом. Нам очень важно начать разговаривать со своей душой, а не просто не думать о ней так, как будто бы её у нас нет. Нам очень важно, увидев в своей душе раны, увидев язвы, не отчаяться, не испугаться, а обратиться к Богу с покаянием и с молитвой, чтобы Господь послал врачующую благодать Духа Святаго и исцелил наши болезни.
Неужели ты не помнишь, душе, обращается к ней преподобный Андрей, что Господь сделал для тебя? И воплотился, и стал Человеком, и в пустыне постился сорок дней, и проповедовал, и на Крест взошёл. Для чего? Для того чтобы ты, душе, отказалась от своих грехов. Для того чтобы ты смогла это сделать. Для того чтобы ты не уподоблялась злым, а обратилась к добрым.
В каждом из нас есть и доброе, и злое, и хорошее, и плохое. И пусть в эти дни Господь поможет нам, увидев злое, вступить в борьбу с этим злом, отказаться от греха и ощутить силу Божию, которую Господь посылает нам, когда мы приносим Ему истинное покаяние, которое Господь дарует человеческой душе, очищая её от всякого греха. Пусть Милосердный Господь в дни Святой Четыредесятницы каждому из нас поможет сделать это доброе дело. Храни вас всех Господь!