08 декабря 2018 г.
Митрополит Митрофан: Забывая Бога, люди превращаются в стадо
В день памяти священномученика Климента, папы Римского, митрополит Горловский и Славянский Митрофан и епископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии, совершили Божественную литургию в храме при Центральной городской больнице города Торецк (Дзержинск), отметившем престольный праздник. По окончании богослужения митрополит Митрофан обратился к молящимся с архипастырским словом.
Есть вещи, которые начинаешь ценить и только тогда, когда возникают какие-то сложности. До тех пор, пока зрение не начнёт падать, его никто не ценит — думают, что это нечто само собой разумеющееся. Человек ходит ногами, и ему кажется, что это обыденность. Но если он ногу сломал и может ходить только на костылях, он начинает вспоминать, как хорошо было ходить без костылей.
Мы сегодня переживаем такое время, что у нас то зрение пропадёт, то костыли нам вместо ног дадут. Приходится жить в этой реальности, причём не с ропотом, недовольством или обидой, а так, как должны жить христиане — с надеждой на Бога, с упованием на Его милость, с верой в Его любовь и способностью дарить любовь тем, кто находится рядом с нами.
Сегодня не только внешние препятствия заставляют нас испытывать трудности. Есть слова, которые мы все понимаем, хотя не очень можем объяснить, что они обозначают — например, когда мы говорим, что больно на душе. Всем понятно, хотя никто не знает, где эта душа находится и в каком месте она должна болеть. Но что это значит, знает каждый: хотя бы раз в жизни у нас душа о чём-то болела. И вот сегодня, когда смотришь на то, что происходит с нашим народом, а теперь и с нашей Церковью, свои чувства можно выразить именно этими словами — душа болит.
Есть вещи, которые должны оставаться неприкосновенными, святыми. Если в доме есть святой угол, туда не складывают что попало, не ставят возле него мусор — в святом углу всегда чисто и горит лампада. Так и в жизни человека с верой, с отношением к Церкви и к Богу. Когда в святом углу появляются паутина и грязь, это свидетельствует о том, что у человека, который живёт в этом доме, нет ничего святого.
Грязь и паутину пытаются сегодня занести в жизнь Церкви. Церковь хотят превратить в служанку, которая будет обслуживать чьи-то политические интересы. И ладно бы всё это происходило в среде политиков, людей абсолютно далёких от Церкви, которые ни разу не читали Евангелие — чего на них обижаться? Но мы сегодня видим, что это происходит и среди тех, кто Евангелие должен лучше всех знать и быть его проповедником для всех остальных, как мы сегодня слышали во время чтения Священного Писания: вы — свет миру. Если этот светильник потушить, что тогда будет светить? Где тогда свет искать, если уже в светильнике одна только тьма?
Всё это происходит только по одной причине: мы забыли Евангелие. Мы просто забыли, что там написано. Абсолютно все. Начиная с тех, кто носит имя вселенских патриархов, и заканчивая теми, кто себя называет христианами и верными чадами церковными. В Евангелии написано совершенно противоположное тому, что происходит сегодня в нашей жизни.
В Евангелии, сказано: кто из вас хочет быть первым, тот пусть будет всем слуга. Неужели мы про это сегодня вспоминаем? Сказано: не поступайте так, как поступают язычники. Просящему у тебя дай, от хотящего занять у тебя не отвращайся. Кто хочет идти с тобой одно поприще, иди с ним два.
В Евангелии рассказано об учениках, которые по своему неразумию просили сесть по правую и по левую сторону, а Господь сказал, что цари и владыки земные к этому стремятся, а у вас, новых людей, должно быть всё по-другому. Он брал ребёнка, ставил его перед ними и говорил: если вы не станете как этот ребёнок по отношению друг к другу — с чистыми помыслами, с доверием, с любовью, если вы не умалитесь, как это отроча, то не войдёте в Царство Божие.
Мы сегодня всё это забыли. У нас вместо Евангелия осталось прийти на Пасху куличи посвятить и воду, дом и машину освятить, на торжественных мероприятиях сказать какие-то речи. А для чего это нужно? Какой в этом смысл, если после этих речей люди идут и разрушают Церковь? Делают то, от чего бы Христос ужаснулся, если бы Он находился рядом с ними? Он бы сейчас убежал от нас! «Вы кто такие? Я вас не знаю. Почему вы так поступаете?»
Это происходит и в семье, и в коллективах, и на уровне государства. Это происходит и в Церкви. Если мы не вспомним Евангелие, не вспомним о тех законах и правилах, по которым должны жить христиане, и не начнём по ним жить, у нас нет никакого будущего.
Когда люди забывают о Боге, они превращаются в стадо. Человек становится животным, способным на любую гадость: на ненависть, на подлость, на войну, — даже если при этом он будет носить какие-то звания или у него в доме будут висеть иконы. Как мы видим, внешние атрибуты вообще не имеют никакого значения.
Забывая Евангелие, любой из нас, и священнослужитель, и мирянин, становится лишь внешней оболочкой, покрашенным гробом, который внутри наполнен зловонием и смердит. Если мы вспомним времена, когда жил святитель Климент Римский, жизнь христианской общины была тем светильником, к которому все стремились. Христос поручил христианам жить так, как никто другой не живёт: чтобы любовь была главным их законом, чтобы они друг перед другом себя умаливали, не превозносились, чтобы жили по закону любви и правды.
Христианская община разительно отличалась от всего, что существовало в мире. Именно этим она привлекала людей. А мы сегодня делим людей по национальности, по имущественному признаку, друг перед другом превозносимся, друг друга ненавидим. В итоге Господь от нас отворачивается, а мы идём в пропасть.
Евангелие нужно не только в святом углу держать и целовать по воскресным дням, когда батюшка выносит и кладёт его посреди храма. Его нужно каждый день читать. Нужно вглядываться туда не только глазами и умом, а своим сердцем слушать, что же там сказано, как же там написано жить. Пока каждый из нас лично за это не возьмётся, абсолютно ничего в нашей жизни не поменяется. Наша жизнь не изменится к лучшему, сколько бы томосов не раздали, какие бы ордена не вручили и каких бы достижений ещё не придумали. Может быть только одно достижение: когда человек растёт как личность, учится любить других.
Мы не будем перед Богом, когда придём к Нему, хвалиться ни митрами, ни панагиями, ни орденами, ни грамотами — ничем из того, что сегодня у нас есть как знаки отличия. Господь у нас спросит: ты вообще кому-нибудь добро сделал в своей жизни? Хотя бы кто-нибудь что-нибудь хорошее от тебя видел? Ты хоть раз в своей жизни поступил не так, как тебе хочется, а так, как в Евангелии написано?
Наша жизнь поменяется только тогда, когда мы станем христианами по-настоящему. Только тогда мы можем радоваться даже таким вещам, которым радоваться невозможно в принципе: когда смерть к нам приближается. Мы знаем, что за этим будет продолжение — встреча с Богом.
Людям, которые не читали Евангелие, не живут по нему и жить не собираются, Церковь не нужна. Вернее, она нужна лишь в какой-то определённый промежуток времени — для рейтинга. Недавно я с удивлением узнал, что, оказывается, по мнению главного руководителя страны, Церковь — это атрибут государства. У нас есть Конституция, согласно которой Церковь отделена от государства. Церковь ничьим атрибутом никогда не была — она всегда была Телом Христовым, а Христос — её Главой. Мы становимся членами Церкви, чтобы учиться подражать Ему и быть на Него похожими, а не чтобы быть чьим-то атрибутом.
Но Бог с ними, с теми людьми, у которых странные представления о Церкви, которые не понимают, что говорят. Если бы их мама в детстве водила в воскресную школу, они бы сегодня такие глупости не говорили. Это не страшно. Люди могут заблуждаться, ошибаться, поступать неправильно, но дай Бог, чтобы потом они исправились, образумились и по-другому посмотрели на всё, что они говорили и делали. Если им Бог даст покаяние, они его принесут перед Богом и перед людьми. Вопрос в том, кем в этой ситуации будем мы с вами.
Церковь будет там, где будет жизнь по Евангелию, любовь друг к другу, где будут исполняться заповеди Господни. Не там, где тот или иной флаг повесят, куда будут ходить президент или глава администрации, где будет выдан какой-то документ, каким бы красивым названием он ни назывался, а там, где любить Христа будут. Там, где Он будет в центре жизни людей, которые будут за врагов молиться, а не кричать «смерть ворогам», которые будут исполнять заповеди Господни, а не именем Господним позволять себе эти заповеди нарушать.
Каждый из нас должен помнить Евангелие. Помнить, что мы носим высокое звание христианина. Стараться в любых обстоятельствах нашей жизни поступать не как все, а как христианин должен поступать. Тогда Бог всегда будет с нами, а мы будем Его Церковью.