01 августа 2017 г.
Митрополит Митрофан: Там, где нет любви, нет и жизни
В день обретения мощей преподобного Серафима Саровского митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Николаевском храме посёлка Веровка города Енакиево. После крестного хода владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Когда православные христиане празднуют память святого угодника, они из своего сегодняшнего положения вспоминают его наставления, молятся этому угоднику Божию и что-то из его жизни хотят взять для себя в пример. Мы прославляем святых не потому что наше прославление добавляет что-то к той славе, которую они уже имеют у Бога, а потому что нам необходим назидательный пример, необходимо обновлять в уме и сердце их наставления, чтобы шествовать каждому по своему жизненному пути.
Преподобный Серафим не был известным человеком в мирском смысле этого слова. Он не был видным учёным, полководцем или воином, строителем или инженером, артистом или художником. Он не такой след после себя оставил. Известен он стал тем, что он имел во время своей земной жизни особую близость к Богу.
Люди узнавали, что есть человек, который совершает необыкновенные подвиги ради Бога, который много лет жил в пустыни, для которого молитва — не то, что для нас: краткое время побыл на богослужении, помолился, устал и ушёл отдыхать. Он тысячу дней и ночей стоял и молился на камне, всё своё время посвящал молитве. Во время молитвы он просветлялся, получал духовную радость — он был совсем другим, на нас непохожим.
Для него каждый приходивший человек был долгожданной радостью. Для нас, если человек приходит, он не радость, а проблема: что он от нас хочет? Зачем он к нам пришёл, что ему от нас надо? Он мне мешает заниматься своими делами или отбирает у меня личное время. А у преподобного Серафима было наоборот. Он говорил: «Радость моя!» Он воспринимал встречу с человеком как радость и отдавал ему всю свою душу и всё своё сердце как самому родному и близкому. Если бы сегодня появился такой человек, конечно, к нему бы тоже все пошли, как когда-то к Серафиму Саровскому.
А потом оказалось, что и молитву его Бог слышит и исполняет. И знает он о нас то, чего даже мы сами о себе не знаем. Ведь люди, живя не по-Божьи, запутываются. Они начинают белое считать чёрным, а чёрное — белым, иногда верят в какие-то свои представления о благе, о добре, о том, что правильно и что неправильно. Разобраться в этих человеческих потёмках можно только с Божией помощью, только имея просветление от Духа Божия.
Серафим Саровский говорил не чужими заученными цитатами — прочитал книжку кого-то из отцов, а потом эти цитаты повторял тем, кто к нему пришёл. У нас сейчас таких духовников много. Но, пребывая в любви к Богу, имея в себе благодать Духа Святаго, он находился возле того источника, черпая от которого, он мог и другим раздавать. Он воспринимал от Бога благодать и простыми словами передавал её людям. Это совсем другое: не повторение чужих слов и мыслей, прочитанных в книжке, а личный духовный опыт, соединённый с огромной любовью к людям.
Конечно, такой одухотворённый подвижник оставил след и в сердце людей, и в церковной истории. Ведь мы не можем придумать сами, кого из святых нам как почитать. К кому-то приходит больше людей помолиться и попросить о помощи, к кому-то меньше. В Москве и Санкт-Петербурге к частице мощей святителя Николая пришло больше двух с половиной миллионов человек. И погода ведь этому не благоприятствовала — там то дожди были, то бури. А люди, несмотря на это, шли к мощам святителя Николая Чудотворца.
Люди идут к святым, и они идут именно за этим — за просветлением от Бога, за благодатью, вразумлением, добрым словом. И мы приходим тоже за этим. Мы стоим сегодня в храме, вспоминаем угодника Божия и просим его, чтобы он нас вразумил, помолился о нас и просветил нас благодатью Духа Святаго, чтобы мы могли прикоснуться к тому, к чему он прикасался в своей жизни и что он так обильно раздавал окружающим его людям.
Вместо всех наставлений преподобного Серафима, которые мы каждый год вспоминаем — и о молитве, и о благодати Духа Святаго, и о цели жизни христианской, — сегодня хочется вспомнить о том, какой силы была его любовь к людям, которые к нему приходили. Настолько широко было его сердце, которое вмещало всех, и настолько важной была его проповедь любви, не столько словами, сколько делом, что, наверное, это и есть то самое важное, что притягивает к нему наши сердца.
Мы это чувствуем, мы ощущаем каким-то непостижимым для нас образом, что это человек с огромной силой любви. И эта любовь не прекратилась после того, как он отошёл в мир иной. Она продолжает изливаться на всех, кто ему молится и хочет ему подражать. Нам с вами этой любви не хватает, поэтому мы по ней скучаем и так любим тех, у кого её много. Это повод задуматься каждому из нас: а люблю ли я кого-нибудь в своей жизни, делаю ли что-нибудь не ради выгоды, не ради того, что так положено, не потому что мне сказали или от меня требуют, а ради любви?
Если что-то делать ради любви, это дело приобретает совсем другой смысл. Если то, что ты делаешь, освящать любовью к Богу и к ближнему, даже простые повседневные дела могут стать совсем другими, приобрести совсем другие краски. Нам нужно учиться всё, что мы делаем, делать с любовью — даже наши повседневные обязанности. Это изменит нашу жизнь и место, где мы живём.
Когда человек с любовью сажает цветы, или поливает деревья, или красит ограду церковную, люди, проезжая мимо, не в унынии будут оттого, что всё разбито, а порадуются, что здесь есть хозяин. Когда человек с любовью относится к окружающим — не так: «что ты ко мне пришёл, что тебе от меня надо, и какую я могу выгоду иметь от общения с тобой?», — а наоборот: «чем я могу послужить этому человеку?» — отношения между людьми становятся другими. Преподобный Серафим Саровский учил: «Если к тебе человек приходит, ты не думай, что он просто так рядом оказался, а спроси себя: зачем мне этого человека прислал Господь? Для чего эта встреча? Что я могу для этого человека сделать?» Так может думать только любящее сердце.
Апостол предупреждал: если любовь пропадёт, если она оскудеет, на её место сразу придут беззаконие, злоба, распри, ненависть, осуждение, гордыня, и тогда страдать будут в первую очередь те, кто сам отказались от любви и решили жить по другим законам. У нас с вами есть выбор: жить по закону любви, помня о том, что мы христиане, подражая преподобному Серафиму Саровскому, или по тем законам, по которым нам предлагает жить мир и, как мы её называем, современная жизнь. Но если мы соглашаемся жить по этим законам мира, то нечего тогда и обижаться. Раз мы принимаем такое решение, отказываемся жить по любви, то и последствия этого решения мы тоже должны быть готовы нести.
Там, где нет любви, очень плохо. Там не жизнь. И нам, христианам, особенно важно об этом помнить. Если и мы об этом забудем, если и в нашей среде её будет не видно и не слышно, тогда где её искать? А это, кстати, главная к нам претензия: люди, думая, что между нами любовь, обращаясь к нам как к христианам, её не встречают. Это вызывает разочарование. Это боль.
Серафим Саровский был другой. Люди шли к нему с надеждой, и он их не разочаровывал, он действительно таким и был. Частичку этой любви в сердце каждому из нас пусть Господь пошлёт молитвами преподобного Серафима Саровского. С праздником вас всех поздравляю!