Официальный сайт

28 июля 2018 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе

1030-летие Крещения РусиВ день памяти святого равноапостольного князя Владимира и 1030-летия Крещения Руси митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики храма.

По запричастном стихе протоиерей Александр Брянцев зачитал Послание Святейшего Патриарха Кирилла к 1030-летию Крещению Руси, в котором прозвучал призыв хранить единство Церкви Христовой, утверждённой на нашей земле святым равноапостольным князем Владимиром:

«Сейчас в братской нам Украине, в стране, где находится священная Днепровская купель крещения народов Руси, стихии мира сего восстают на Церковь святого князя Владимира, пытаясь разрушить единство этой святой Церкви. Духовенство и верующие подвергаются несправедливым обвинениям и поношениям. Но мы верим, что никакое давление извне не сможет разрушить священные узы Христовой любви, объединяющей нас в единое Тело Церкви. Мы верим, что наша общая молитва поможет преодолеть все испытания, сохранить чистоту Православной веры и верность канонической правде.

Единеми усты и единым сердцем прославляя Создателя за Его неизреченную милость к нам, будем же достойными сей обильно изливаемой любви Божией и того великого духовного приношения, которое сделал равноапостольный князь Владимир своему народу».

Святой равноапостольный князь ВладимирКиевский князь Владимир Святославич был внуком святой равноапостольной княгини Ольги, одной из первых на Руси принявшей христианскую веру. Как и сын княгини Ольги Святослав, Владимир оставался язычником. Став новгородским князем, он пошёл войной на своего брата Ярополка, княжившего в Киеве.

В 980 году Владимир победил Ярополка, симпатизировавшего христианам, и силой захватил престол в Киеве. Для того чтобы удержать свою власть и заручиться поддержкой язычников-киевлян, он начал преследования христиан. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Иоанн и Фёдор. Владимир разрушал церкви и на их месте строил идольские капища. Непокорные ему города он усмирял мечом.

Со временем князь Владимир понял тщету служения идолам и стал склоняться к единобожию, интересуясь различными вероучениями. Согласно сказанию «Повести временных лет», послы князя, вернувшись из Византии, рассказали ему о греческом христианском богослужении: «Не свемы, на небе есмы были, ли на земле… Недаром бабка твоя, княгиня Ольга, мудрейшая из людей, приняла греческую веру».

Как раз в это время князь Владимир посватался к византийской царевне Анне, и император обещал выдать её за князя в обмен на военную помощь Киевской Руси. Но вскоре за тем князь получил отказ, аргументированный тем, что дочь византийского императора не могла выйти замуж за язычника. Тогда князь Владимир осадил и взял штурмом Херсонес — оплот Византии на северном побережье Чёрного моря, — и потребовал привезти царевну в город. Царевна Анна прибыла в Херсонес. Владимир принял святое крещение и взял Анну в жёны, а Херсонес вернул грекам. В это время князю Владимиру было всего 25 лет.

Вернувшись в Киев, князь крестил своих детей, а затем послал греческих священников проповедовать на улицах города. Не утративший своей жёсткости и решимости после принятия христианства, князь Владимир с таким же усердием, с каким раньше рушил христианские церкви, разгромил все идольские капища и уничтожил идолов. Наконец, летом 988 года он издал указ: «Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня».

Когда наутро киевляне пришли к Днепру, они увидели там множество епископов и священников, которые по приказу князя стали проповедовать и учить народ, так чтобы не осталось ни одного жителя Киева, не услышавшего христианского учения. Затем епископы и священники предложили желающим креститься в реке. Так как христианство к тому времени уже распространилось в Киеве, крещёных в тот день были тысячи.

Киев стал центром христианства на Руси. Князь Владимир возвёл в городе множество церквей. Каждый воскресный день возле храмов накрывались столы с яствами для всех горожан, звонили колокола, пели хоры, «калики перехожие» под звуки гуслей исполняли былины и духовные стихи. Больным и нищим ко дворам от князя доставлялись бочки мёда и кваса, кадки с хлебом, рыбой, мясом и сыром.

Появились монастыри, а с ними и библиотеки, ведение летописей города и государства. Князь заботился о том, чтобы дети в Киевской Руси были грамотными, определяя их в школы. При нём Русь пережила духовный и культурный расцвет. Киевляне называли своего князя «Владимир Красно Солнышко». В христианский период своего правления киевскому князю удалось остановить междоусобные распри, не пролив ни капли крови своих братьев.

В 1015 году князь отошёл ко Господу, заслужив в Церкви имя равноапостольного — уподобившегося святым апостолам в проповеди веры Христовой. Мощи святого князя Владимира почивали в Десятинной церкви Киева до разрушения её монголами.

Фото протодиакона Михаила Ильчука

Цитата дня

«

Великая бывает польза от учения книжного, книги наставляют и учат нас пути к покаянию.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100