06 декабря 2017 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе
В день памяти святого благоверного князя Александра Невского и святителя Митрофана, епископа Воронежского, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, клирик Николаевского архиерейского собора протоиерей Александр Пеканов, настоятель Казанского храма Горловки протоиерей Василий Туренко, духовенство соборного храма.
В этот день престольный праздник отметил левый придел верхнего храма собора, освящённый в честь святого благоверного князя Александра Невского и святителя Митрофана Воронежского. На праздничное богослужение пришло много горожан. На запричастном стихе клирик собора протоиерей Александр Брянцев зачитал Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
По окончании литургии были исполнены величания святому благоверному князю Александру Невскому и святителю Митрофану, епископу Воронежскому, и провозглашено многолетие.
Митрополит Митрофан обратился к горожанам с архипастырским словом. Он рассказал о важнейших итогах Архиерейского Собора, в котором принимал участие. Этот очередной Собор был приурочен к 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, которое вернуло ей самостоятельность и каноническое управление.
На Соборе были приняты два важнейших документа — «Положения о монастырях и монашествующих» и «О канонических аспектах церковного брака». Они дали ответ на многие накопившиеся за десятилетия гонений на верующих вопросы. На последнем заседании оценку историческому этапу, который за сто лет прошла Русская Православная Церковь, дали Предстоятели других Поместных Церквей. Одна из важнейших мыслей Собора — о духовных уроках жизни человечества без Бога:
«Одна из самых важных мыслей, которую подчёркивали участники Собора, нашла своё отражение в Послании Собора ко всем верующим людям.
В конце XIX — начале XX века человечество попыталось построить свою жизнь без Бога. Были сделаны небывалые успехи в технике, науке, медицине, и люди подумали: «Зачем нам вообще Бог нужен? Мы всё сделаем сами». Отказ от Бога, от нравственности привёл людей к катастрофам XX века, страшнее которых не было за всю историю человечества. Столько насилия, жертв, крови, войн, сколько было в ХХ веке, человечество никогда не переживало. Это один из итогов прошедшего столетия.
Стало ли сегодня лучше — большой вопрос. Есть мнение, что, с одной стороны, мы возрождаем духовную, церковную жизнь, и вроде всё должно быть хорошо, потому что и храмы строятся, и молодёжи много в храм приходит, и воскресные школы у нас есть, и мы можем свободно исповедовать свою веру. С другой стороны, мы видим, что на место безбожия пришёл культ потребительства, вседозволенности, ощущения того, что человек сам решает, что ему хорошо, а что плохо, и Бог ему для этого не нужен, никакие нравственные ориентиры не нужны — он сам выбирает на каждом этапе своей жизни, что для него хорошо и что плохо.
В этом смысле ситуация становится ещё хуже, потому что, отказываясь от Бога, человек себя делает мерилом вещей, центром жизни, сам для себя становится богом, — это тоже безбожие, и оно тоже приводит к деградации и катастрофам.
Нам, людям церковным, нужно делать всё, чтобы этого не произошло. Это делание заключается, прежде всего, в том, что мы сами должны жить по законам церковным, духовным, причём они в нашей жизни должны быть на первом месте. Во-вторых, свидетельствовать о том, что во всём этом бурном море житейском есть сообщество людей церковных, верующих, которые живут не по законам этого мира, а по законам любви и совести. Очень важно научиться понимать и сохранять такое отношение к жизни в этом мире несмотря ни на что.
Против течения очень тяжело плыть. Тяжело идти против всего того, что сегодня происходит, но нам нужно научиться это делать. Нам надо научиться быть общиной людей, объединённых союзом любви, живущих по законам Христовым, законам Евангелия, и об этом свидетельствовать всему миру примером своей жизни, что бы ни происходило. Я думаю, что это самое важное, что мы должны понять и вынести для себя, анализируя прошедшее столетие, подводя итоги произошедших событий».
Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переславе-Залесском. Он был сыном Ярослава, князя Переслав-Залесского, с 1227 года — Новгородского, и внуком князя Всеволода III Большое Гнездо. Князь родился в самые трудные для Руси времена. С востока на славянские города совершали набеги татаро-монголы, с запада и севера на Русь надвигались полчища крестоносцев завоевателей.
С ранних лет святой Александр сопровождал в военных походах отца. В пятнадцать лет он принимал участие в победоносном сражении с немцами на реке Эмайыги (нынешняя Эстония).
Когда Александру исполнилось шестнадцать лет, князь Ярослав, уехав княжить в Киев, посадил сына на новгородском престоле. В девятнадцать лет Александр вступил в брак с полоцкой княжной Параскевой. При венчании отец благословил сына Фёдоровским чудотворным образом Божией Матери, который отныне был с ним до самой его смерти.
На следующий год после женитьбы князя началась война со шведами — рыцарями ордена крестоносцев, которые вторглись в Новгородскую землю. Не успев послать гонца к отцу в Киев, Александр с малым войском выступил против врагов. На реке Нева разразилась битва, в которой князь Александр одержал блестящую победу. После этого сражения в народе князя прозвали Александром Невским.
В 1241–1242 годах благоверный князь выступил против немецких завоевателей — Тевтонского ордена крестоносцев. Он освободил Псков и ряд других русских городов. В 1242 году в битве на льду Чудского озера, вошедшей в историю как «Ледовое побоище», святой Александр Невский одержал полную победу над врагом.
Благоверный князь всегда горячо молился перед сражениями. В военных походах с ним неразлучно был чудотворный Фёдоровский образ Богородицы, подаренный отцом. В 1253 году он отразил новый набег тевтонцев на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году совершил поход в Финскую землю.
Однако оставалась угроза с востока. В 1246 году отец благоверного князя Ярослав отправился в Золотую Орду для переговоров с ханом Батыем и был коварно отравлен врагами хана. Понимая, что у Руси мало сил, чтобы противостоять бесчеловечным полчищам кочевников, мудрый князь Александр Невский сумел сохранить мир с Золотой Ордой, давая хану помощь в походах против его врагов — монгольских князей.
Сын Батыя Сартак принял христианство и стал побратимом Александра Невского. Стараниями святого князя в 1261 году при новом хане Берке в столице Золотой Орды Сарае была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Крепкий мир с Золотой Ордой сделал это ставшее самостоятельным государство заслоном для Руси от остальных монгольских кочевников.
Благоверный Александр, в отличие от многих князей того времени, отверг помощь Рима в борьбе против монголо-татарского ига в обмен на измену своей веры — принятие унии. Святой князь был ярым защитником Православия. Его стараниями объединились разрозненные русские земли, была обеспечена безопасность их границ.
После смерти отца святой Александр стал также и князем Киевским, а после оставления города Владимира его князем занял Владимирский престол, получив титул единовластного великого князя всей Руси. Трём этим городам подчинялись остальные княжества.
В 1263 году, возвращаясь из Орды, святой благоверный князь занемог, и, не доехав до Новгорода, отошёл ко Господу в возрасте 43 лет 14 ноября (6 декабря по новому стилю) в Городецком монастыре — месте первого явления чудотворного Фёдоровского образа Божией Матери. После его смерти Фёдоровская икона вернулась в костромской храм.
Мощи святого благоверного князя до 1723 года покоились в Рождественском монастыре Владимира, после чего были перенесены в Троицкий собор Александро-Невской лавры Петербурга, где почивают и ныне. Православные христиане верят, что святой благоверный князь остался защитником Русской земли и православной веры и после своей смерти. В честь святого князя Александра Невского построено множество храмов. В Горловской епархии их семь.
Святитель Митрофан, епископ Воронежский, жил и подвизался в XVII веке — трудное для Руси время смут и церковного раскола. Он был свидетелем бунта раскольников и «прения о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате.
Святитель стал известен не только как обличитель раскольников, но и благодаря тому, что отказался прийти во дворец царя Петра I, где были установлены статуи языческих божеств. Он заставил царя покаяться и убрать статуи.
Воронежский святитель стал не только епископом, но и духовным отцом для своей паствы. К нему приходили за утешением богатые и бедные. Незадолго до смерти епископ Митрофан Воронежский составил духовное завещание. Его мудрые слова обращены к каждому христианину: «Употреби труд, храни мерность — богат будеши; воздержно пий, мало яждь — здрав будеши; твори благо, бегай злаго — спасен будеши».
По преставлении святителя гроб с его телом нёс на руках сам царь Пётр I. После блаженной кончины святого его почитание было так велико, что в 1836 году при построенном им Благовещенском соборе в Воронеже был открыт Благовещенский Митрофанов монастырь. К мощам святителя, которые остались нетленными, приходило и до сих пор приходит множество людей, получая исцеление и исполнение своих молитв.
Фото протодиакона Михаила Ильчука