Официальный сайт

14 мая 2023 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе

Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе ГорловкиВ Неделю 5 по Пасхе, о самаряныне, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.

За богослужением пели хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова и молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Димитрий Абросимов. Он рассказал о том, как правильно читать Священное Писание:

«Святые отцы читали Священное Писание не для какого-то теоретического изучения, но исполняли его слова делом. В житии одного древнего подвижника, преподобного Памвы, описывается, что он, в девятнадцать лет прочитав слова из книги псалмов пророка Давида Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим (Пс. 38:2), с тех пор пытался исполнить эти слова — не грешить языком. Постараемся и мы больше уделять внимание чтению Священного Писания и душеполезной литературы, чтобы мы были христианами не только по наименованию, не только потому, что мы крещены во имя Пресвятой Троицы, но на деле в подражание святым, для которых это имя было высоким званием, накладывавшим отпечаток на их повседневную жизнь».

Накануне владыка совершил в соборном храме всенощное бдение.

 

 

Христос и самарянка

Генрих Семирадский. Христос и самарянка. 1890. Холст, масло.

В 5 Неделю по Пасхе Церковь воспоминает беседу Господа Иисуса Христа с самарянкой вблизи города Аскар (Сихарь) (Ин. 4:5-42).

Около 722 года до н. э. ассирийский царь Салманассар покорил и отвёл в плен огромное число израильтян, переселив на их место язычников — выходцев из Месопотамии. Это произошло в наказание за грех народа — уклонение в идолопоклонство. В отличие от неблагочестивых израильтян, новые переселенцы приняли от оставшихся жителей северной Палестины веру в Единого Бога и соблюдали её вплоть до времён Христа. А потомки этого народа хранят её до сих пор.

Несмотря на то, что новый народ давно смешался с израильтянами и принял в качестве собственного наименования название местности на севере Израиля — Самарии — иудеи самарян не любили и избегали. Принятая этим народом вера перемежалась с некоторыми прежними обычаями и традициями их культуры, что для правоверного иудея, стремящегося неукоснительно соблюдать букву закона во всех обрядах, было равносильно вероотступничеству.

Спаситель обличал иудеев за это отношение к самарянам. В притче о милосердном самарянине Господь подчёркивает, что представитель этого народа оказался милосерднее евреев, которые так гордились своей правильной верой. В Евангелии от Луки говорится, что из десяти прокаженных, которых очистил Христос, лишь один вернулся, чтобы поблагодарить Господа, и это был самарянин (Лк. 17:11-19).

Вот и теперь, проходя мимо города Сихарь, Христос не гнушается заговорить с у колодца с самарянкой, женщиной (чем также брезговали иудеи), и не просто для того, чтобы попросить у неё воды, а желая открыть ей такие тайны, о которых говорил далеко не с каждым из Своих ближайших учеников. Он говорит ей: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14), подразумевая принятие благодати Святого Духа.

Святая мученица Фотина (Фотиния)Это, пожалуй, единственный случай, когда Господь открыто и прямо говорит о том, что Он Мессия, Христос. Даже ближайших учеников Он спрашивает: А вы за кого почитаете Меня? (Мф. 16:13), но не говорит о Себе прямо. И лишь один ученик — апостол Пётр — отвечает Ему на этот вопрос: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16:16). На это Господь говорит ему: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах, и дальше следуют слова об особом избранничестве апостола Петра.

Святитель Иоанн Златоуст ставит самарянку в пример всем христианам: «Жена, имевшая пять мужей, и притом самарянка, показывает такое тщание относительно догматов, и ни время дня, ни то, что она пришла за другим делом, и ничто иное не отвлекает ее от желания познать их» (Против иудеев о медном змее. Творения, приписываемые св. Иоанну Златоусту, и отнесенные в издании Миня к разряду Spuria).

В этой важной беседе Господь также говорит, что «спасение от иудеев». Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Спасением называет Свое пришествие». А святитель Филарет (Гумилевский) говорит: «Иудеи могли, если хотели, иметь самое отчётливое знание и о Боге, и о Спасителе мира. Так Спаситель своим голосом утверждает важность ветхозаветного откровения в его полном составе».

После той знаменательной беседы у колодца большое число самарян уверовало во Христа. В книге Деяний апостольских говорится о христианской самарянской общине, к которой были посланы апостолы Пётр и Иоанн (Деян. 8:14-17).

Согласно церковному преданию, самарянка, встретившая у колодца Бога, стала проповедницей слова Божия вместе со своими сыновьями. Во времена императора Нерона (54 — 68 гг. н.э.), жестокого гонителя христиан, святая Фотина (так её звали) переселилась в Карфаген со своим младшим сыном Иосией и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Святитель Григорий Палама указывает, что это имя, означающее «светлая, просветлённая» дал ей Сам Спаситель («Омилия 19. На Евангелие Христово о самаряныне, и о том, что долженствует презирать земные блага жизни»). Её старший сын Виктор был воином. Все вместе они пострадали за отказ отречься от Христа в 66 году.

Цитата дня

«

Тот любит Бога, кто не предпочитает Его любви ничего.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100