22 марта 2020 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе
В Неделю 3 Великого поста, Крестопоклонную, и день памяти сорока святых мучеников Севастийских митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики храма.
За литургией была вознесена сугубая молитва «во время губительного поветрия и смертоносныя язвы», а также молитва о врачах.
После евангельского чтения владыка обратился к горожанам с архипастырским словом. Он призвал не осуждать тех, кто из страха эпидемии не приходит в храмы или соблюдает в них дополнительные меры предосторожности:
«Существует вопрос: можно ли заразиться в храме каким-нибудь инфекционным заболеванием? Спаситель на вопрос, почему ученики едят немытыми руками, когда-то ответил, что оскверняет человека не то, что входит к нему в уста, а то, что из этих уст выходит (Мф. 15:11). Могут ли в храме к человеку приходить греховные мысли? Может ли человек, который стоит в храме во время богослужения, при этом согрешать осуждением, леностью, блудными мыслями, завистью, гневом, раздражительностью? Ответ все, кто в храме не первый раз, знают. И в храме, бывает, всё это приходит к человеку в душу и сердце, и именно это оскверняет человека. Почему же тогда некоторые люди уверены, что инфекционные болезни в храме передаваться не могут? Такая возможность существует. И только сила нашей веры, которая приводит нас в храм, помогает нам её не бояться. Мы верим, что в ответ на эту веру Господь сохранит нас от всякого зла невредимыми. Но те, у кого нет этой веры, не приходят в храм, остаются дома. Мы не осуждаем этих людей, не смеёмся над ними. Мы о них молимся».
По запричастном стихе с проповедью к молящимся обратился протоиерей Евгений Лаптев. Он напомнил о том, что Крест — это выражение любви Божией к человеку:
«Крест — это та доминанта, которой мы должны руководствоваться в любых условиях и при любых жизненных обстоятельствах. Вся жизнь православного человека связана с крестным знамением. Если мы принимаем Божественную любовь, которая направлена к человеку через крестные страдания Спасителя, то всегда должны быть готовы ответить на неё».
Накануне митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил в Богоявленском кафедральном соборе всенощное бдение с чином выноса Креста.
Фото протодиакона Михаила Ильчука
В середине Святой Четыредесятницы для духовного укрепления христиан, проходящих путь поста, в храме на аналое полагается крест, за богослужением совершается поклонение Честному и Животворящему Древу. Эта традиция восходит ещё ко временам апостольским.
Крест даёт живительную силу и благодать верующим, которые достигли уже середины поста и нуждаются в духовной поддержке для прохождения оставшихся дней Четыредесятницы. В Синаксарии (собрании толкований на праздники) Крестопоклонного воскресенья приводится ещё одно объяснение особого почитания Креста Господня в эти дни:
«Когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные; так же и Господь наш Иисус Христос, который хочет показать Свою победу над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди Себя Свой скипетр и царское знамя — Животворящий Крест, наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько это нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу».
Поклонение Кресту совершается всю неделю — он заносится в алтарь лишь в пятницу. Поэтому вся предстоящая седмица именуется Крестопоклонной.
Сорок мучеников Севастийских погибли за веру в 320 году. Несмотря на то, что святой император Константин Великий в 313 году даровал христианам свободу вероисповедания, во многих провинциях власть по-прежнему принадлежала язычникам.
Так было в провинции Армения, которая находилась на территории современной Турции. Там, в городе Севастии, гарнизоном командовал язычник Агриколай. Зимой 320 года он дал приказ своим воинам совершить жертву идолам. Сорок воинов отказались, исповедуя себя христианами. Сначала военачальник уговаривал их отказаться от Христа, обещал за это повысить их служебный статус, обеспечить богатую жизнь. Потом стал угрожать тюрьмой и смертью. Воины пренебрегли обещаниями и угрозами Агриколая. Ночью в усердной молитве узники услышали голос: «Претерпевший до конца спасётся».
В христиан бросали камни, но они летели мимо цели, а попадали в самих обидчиков. В сильный мороз связанных воинов вывели к озеру возле города Севастия, заставили раздеться и войти в ледяную воду. Чтобы сильнее поиздеваться, здесь же на берегу затопили баню. Всю ночь мученики провели в воде, ободряя друг друга, молясь Богу. Они пели псалмы, несмотря на сильную боль, которую причиняло обморожение. Один из воинов не выдержал, побежал к бане, но от резкого перепада температуры умер.
Охранники заснули, кроме одного, по имени Аглаий. Он был поражён мужеством воинов. Господь проявил милость к стражнику: он увидел яркий свет, который разливался над озером, как летом, и растапливал лёд. Головы мучеников украшали тридцать девять венцов. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду, побежал к мученикам и крикнул: «И я христианин!» Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да пострадаю и я с ними».
Утром военачальники вернулись из своих тёплых домов и увидели, что мученики живы, да ещё и стражник присоединился к ним. Воинам перебили голени. Умирая от мучений, они молились и славили Бога. После того, как тела святых сожгли, христиане собрали останки и с честью их похоронили.
На Руси в этот день пекли «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонков? Есть несколько версий. По одной, они символизируют души мучеников, летящие к Богу. По другой версии — песнь этих птиц сравнивают с молитвой Севастийских воинов Богу.
Ещё есть такая версия. Крестьяне, работая в поле и наблюдая за жаворонками, обращали внимание, как птички эти то взмывают ввысь, то камнем «падают» к земле. Они объясняли это особенным дерзновением и смирением этих пичуг перед Богом. Жаворонок устремляется быстро к небу, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз.