07 января 2022 г.
Митрополит Митрофан совершил богослужения в день Рождества Христова
В день Рождества Христова митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
За богослужением пели хоры собора под руководством протодиакона Максима Дворянова и Ольги Ильчук, а также детский хор под руководством Татьяны Щевелевой.
После евангельского чтения было зачитано Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
По окончании богослужения митрополит Митрофан поздравил всех собравшихся со светлым праздником Рождества Христова и напомнил о том, что добрые дела способны приблизить нас к Богу:
«Для того чтобы приблизиться к тайне Рождества, стать ближе к этому чуду и почувствовать присутствие Бога в своей жизни, нужно постараться в сегодняшний день сделать для кого-то добро. Для кого-то незнакомого, чужого — может быть, кажущегося нам малозначащим или ненужным. Через это добро, через проявленную действенную любовь в нашей душе и в нашем сердце откроются те очи, которыми мы сможем увидеть свет Рождества. Если мы попробуем это сделать сегодня, и у нас получится почувствовать в сердце радость от того, что мы сумели сделать добро и изменить чью-то жизнь к лучшему, то что нам мешает делать это не только в день Рождества, но все 365 дней в году? И чем больше мы будем это делать, тем больше мы будем приближаться к Богу, тем яснее будем ощущать Его присутствие в нашей жизни».
Детский и юношеский хоры Богоявленского собора показали рождественский вертеп, а также прославили Рождённого Богомладенца в стихах и песнях. Все пришедшие на литургию дети получили сладкие подарки из рук владыки.
После праздничного богослужения в главном храме епархии звучали колядки в исполнении хоров собора.
Накануне владыка совершил в соборе праздничное всенощное бдение с литиёй. Ему сослужили клирики храма. По окончании богослужения хор духовенства и молодёжный архиерейский хор Богоявленского собора под руководством Ольги Ильчук исполнили рождественские канты.
Митрополит Митрофан обратился ко всем присутствующим с кратким поздравительным словом:
«Самая главная тайна Рождества заключается в том, что мы не одни. Мы в этом мире пребываем с Богом. Его Промысл и Его забота — не только обо всём мире в целом, но и о каждом из нас. В праздник Рождества все мы можем почувствовать Его присутствие в своей жизни, увидеть этот Промысл и восхвалить Бога.
На ёлке в рождественскую ночь загораются огни, и хотелось бы, чтобы от осознания того, что Бог присутствует в нашей жизни, в сердце зажигалась радость и укреплялась вера. Чтобы это произошло, нужно не так уж много: попросить об этом Бога и решиться сделать добро не для себя.
Мы знаем, что в эти дни принято делать друг другу подарки, но очень важно дарить не просто материальные вещи, а радость и тепло, любовь и веру, дружбу и прощение. Если мы сумеем это сделать, то Бог станет каждому из нас ближе. А значит, нам будет легче почувствовать Его присутствие. Гореть будут не только огни на ёлке, но и наши сердца будут гореть радостью, а наши глаза будут эту радость отражать. И мы сумеем увидеть такую же радость в глазах других людей».
Фото протодиакона Михаила Ильчука и Кирилла Туренко
В первые три века жизни Новозаветной Церкви Рождество Христово отмечалось вместе с Крещением. Общий праздник назывался Богоявление и был посвящён воспоминанию событий прихода Спасителя в мир и Его выхода на проповедь после крещения в Иордане. Помимо праздника Богоявления в Церкви существовали лишь два — Воскресения Христова и Пятидесятницы.
В противовес шумным языческим празднествам, в эти дни строго держался пост. Оглашенные (наставляемые в вере) в вечер накануне этих трёх дней года принимали таинство Крещения. До сих пор на пасхальной, рождественской и крещенской литургиях мы слышим крещальное песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» и видим белые богослужебные облачения, напоминающие об этом.
Двойному значению праздника Богоявления способствовало распространённое в то время мнение, что Господь крестился во Иордане в день Своего Рождения. Мнение это основано на стихе Евангелия от Луки, где говорится, что, начиная Свое служение, «Иисус<…> был лет тридцати» (Лк. 3:23). Сам праздник Богоявления изначально совершался шестого числа первого месяца года.
О дате Рождества в то время велись споры, поэтому изначально дата празднования была выбрана символически. В шестой день первого месяца первого года, начиная от сотворения мира, согласно книге Бытия, был создан первый человек — Адам. Время рождения Христа, нового Адама, поэтому также отмечалось в день, когда был сотворен Адам ветхий, то есть 6 января — первого месяца года. По старому стилю и сейчас в Православной Церкви в этот день празднуется Богоявление.
Как и Пасха, событие Рождества Христова вспоминалось в Церкви каждый воскресный день, а также в другие дни, при совершении проскомидии (во время которой жертвенник символизирует вертеп, дискос — ясли, звездица — Вифлеемскую звезду, отсюда и название; Чаша, кадильница и фимиам — дары волхвов, а молитвы и славословия — поклонение Младенцу), на раннехристианских агапах («вечерях любви», во время которых совершалась Евхаристия). О Рождестве говорилось в проповедях, вместе с Благовещением поклонение волхвов Младенцу Христу было самым распространенным сюжетом иконописания первых веков.
В катакомбах с I века встречалась и восьмиконечная вифлеемская звезда, нередко её помещали над образом Пресвятой Богородицы и на изображениях Крещения Господня.
После окончания эпохи мученичества в конце ІІІ — начале ІV века у Церкви появилась возможность отмечать праздники более торжественно. Постепенно исчезает пост в эти дни. В IV веке в Палестине Богоявление празднуется целых восемь дней.
В богослужебной жизни Церкви, которой теперь не надо было скрываться в катакомбах, появляется большее число празднуемых событий. Праздник Рождества Христова постепенно отделяется от Богоявления, за последним сохраняется смысл праздника Крещения. Раньше всего это происходит в Римской Церкви, в 337-352 годах. Дата Богоявления сохраняется прежней — 6 января, а для праздника Рождества Христова устанавливается особый день.
Незадолго до 6 января, а именно 25 декабря, язычники отмечали день зимнего солнцестояния, известный как Natalis Invicti — «рождение непобедимого (солнца)». Желая искоренить языческие традиции, связанные с этим днём, среди новообращённых христиан, Церковь постановила отмечать 25 декабря рождение Спасителя мира, противопоставив это событие «рождению» языческих богов.
Примечательно, что в Александрии в этот день был языческий праздник Кикелий, в римском календаре Филокала праздновался день рождения императора, считавшегося одним из богов. 25 дня месяца тевет (декабрь) в Израиле отмечалось обновление Храма. Всё это послужило тому, что праздник Рождества Христова во многих областях стал совершаться именно в этот день.
Аргументом в пользу того, что действительное событие рождения в мир Спасителя случилось именно в этот день, служит недавно открытая часть комментария святого Ипполита Римского на книгу пророка Даниила, составленного в ІІІ веке, где есть замечание: «Первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 декабря в среду, в 42 г. Августа, от Адама в 5500 г.».
До сих пор службы Рождества и Крещения Господня похожи. Дни между ними — праздничные и именуются святками (святыми днями) — отголосок того, что некогда они составляли одно празднество явления Бога в мир.