Официальный сайт

23 июня 2024 г.

Митрополит Митрофан совершил богослужение в День Святой Троицы

В праздник Пятидесятницы митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.

За богослужением пели хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова и молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Кирилл Щевелев. Он отметил, что только в Боге преодолеваются все разногласия:

«Мы имеем разногласия между собой. Но если мы будем стремиться жить с Богом, то в Нём преодолеваются эти разногласия, появляется единение. Если мы верим в Бога, мы можем стать едины».

По окончании литургии владыка совершил великую вечерню с чтением коленопреклонных молитв. В кратком архипастырском слове он поздравил прихожан с Днём Святой Троицы и призвал христиан сделать стяжание Духа Святаго главной целью своей жизни:

«Всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Пятидесятницы!

День, когда в Сионской горнице на учеников сошёл Дух Святый в виде огненных языков, день стал днём рождения Церкви, потому что именно Дух Святый — её главная сила, движущая, созидающая, исцеляющая, вразумляющая и освящающая всякое дыхание.

Только в Церкви и только через Церковь совершается спасение человека. Только в Её ограде человек возрастает, преображается и приобретает те духовные дары, которые делают его способным к жизни вечной.

В сегодняшний день мы все — Церковь Христова, её живое продолжение, её живое дыхание. Из поколения в поколение через проповедь Слова Божия к ней присоединяются новые члены, следующие тому спасительному пути, который проповедовали апостолы и который проповедует Церковь до нынешнего дня.

Мы сегодня молились о том, чтобы каждый член Церкви сподобился того великого дара Духа Святаго, который апостолы получили в Сионской горнице в день Пятидесятницы. Надо, чтобы и в списке наших желаний появилось желание стяжать благодать Духа Святаго, а впоследствии стало самым главным среди всех тех, которые есть у нас.

Великий святой нашей Церкви преподобный Серафим Саровский говорил, что кому-то эта благодать больше преподаётся в молитве, кому-то в заботе о других людях, кому-то в делании, кому-то в размышлении о Священном Писании. Но если человек теряет это желание, если он перестаёт искать благодати и наблюдать, есть ли она в его жизни, то и христианином он называться не может, а становится похожим на чёрную головешку, которую огонь опалил, но сама она уже огня не даёт.

Нам нужно эти слова вспомнить сегодня и просить Бога о том, чтобы благодать Духа Святаго присутствовала в нашей жизни, чтобы желание иметь эту благодать было одним из наших сильных желаний. Дай Бог, чтобы так было с каждым из нас!

Всех вас поздравляю ещё раз с праздником, с причастием Тела и Крови Христовых! Призываю на всех вас Божие благословение! Храни вас всех Господь!»

Накануне вечером митрополит Митрофан совершил в соборном храме праздничное всенощное бдение с литиёй.

 

ТроицаДень Святой Троицы отмечается на пятидесятый день после Пасхи, поэтому он также носит название Пятидесятницы. В этот праздник Церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло на пятидесятый день после Воскресения Христова и на десятый день после Вознесения.

Это событие описано во второй главе книги Деяний апостольских. Воскресение Христово произошло в день иудейской Пасхи. На пятидесятый день после Пасхи (дня исхода израильтян из Египта) Ветхозаветная Церковь праздновала Пятидесятницу — свой день рождения. На горе Синай народу Божию были дарованы Десять заповедей и другие нравственные законы, установлено священство, и с этого момента начала существовать Церковь.

Именно в день этого праздника Святой Дух сошёл на апостолов в виде огненных языков. Впервые человечество смогло опытно познать Бога, Троичного в лицах — Отца, Сына и Святаго Духа, а не иметь лишь теоретические знания о Нём. Дух Святой вместе с Отцом и Сыном отныне неразлучно пребывают в Церкви, поэтому праздник назван Днём Святой Троицы. Сошествие Святого Духа стало днём рождения Новозаветной Церкви.

Святой Дух, сойдя на последователей Христовых, преподал им в изобилии различные дары, которые были необходимы им для апостольского служения и утверждения Церкви: дар исцеления, воскрешения умерших, пророчества, убеждения словом проповеди, понимания иностранных языков… Другие дары Святаго Духа — кротость, бесстрастие, дар молитвы, дар любви к Богу и ближним.

Через соблюдение в Церкви апостольского преемства Святой Дух сходит на каждого члена Церкви Христовой после Крещения в таинстве Миропомазания, участвуя в его спасении. Сошествие Святого Духа по сей день соединяет всех учеников Христовых в один Дух и одно Тело.

В праздник Святой Троицы впервые после Великой Субботы поётся стихира «Царю Небесный». Эта молитва Святому Духу начинает читаться в храме и во время домашнего правила в память о том, что только с момента Пятидесятницы Церковь получила Утешителя — Святого Духа — и возможность призывать Его.

Богослужение в день Пятидесятницы совершается в зелёном облачении. Этот цвет символизирует жизнь и животворящую силу Духа Святого. Обычай украшать храмы травой, зелёными ветвями и цветами восходит к традиции украшения Иерусалимского Храма в день ветхозаветной Пятидесятницы, которая совпадала с праздником жатвы. В этот день в Иерусалимский Храм приносили начатки первых плодов для посвящения Богу. В новозаветной Церкви зелёные ветви растений стали символом жизни, даруемой Святым Духом.

Сразу же после литургии в День Святой Троицы начинается вечерня следующего дня, в который совершается праздник в честь Святого Духа. День Святого Духа начинается сразу после Его ниспослания апостолам в день Пятидесятницы. На вечерне, следующей за литургией, читаются три коленопреклонных молитвы святителя Василия Великого, в которых звучат прошения о ниспослании Святого Духа молящимся.

В духовном смысле День Святого Духа продолжается в Церкви до настоящего времени. В богослужебной жизни Церкви ещё долго свет Пятидесятницы будет озарять богослужение: последующие недели года (вплоть до начала следующего предпасхального периода) будут именоваться неделями по Пятидесятнице. При этом отсчёте седмиц Пятидесятница оказывается как бы вне временного цикла: воскресный день Пятидесятницы не включён ни в предшествующую ему, ни в следующую после него седмицу. Это литургически указывает на то, что совершающееся в Пятидесятницу находится вне времени.

Цитата дня

«

Все науки и знания — ничто без науки спасения.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100