18 ноября 2017 г.
В канун Недели 24 по Пятидесятнице, дня памяти преподобного Варлаама Хутынского, митрополит Горловский и Славянский Митрофан принял участие во всенощном бдении в Петро-Павловском кафедральном соборе Луганска. Богослужение совершили митрополиты: Донецкий и Мариупольский Иларион, Луганский и Алчевский Митрофан, Горловский и Славянский Митрофан; архиепископы: Бучанский Пантелеимон, Макеевский Варнава, Северодонецкий и Старобельский Никодим в сослужении духовенства Луганской и других епархий.
Преподобный Варлаам Хутынский жил в XII веке. Вблизи города Новгород находилась местность Хутынь. В народе её называли «Худынь» и считали, что это место находится во власти нечистой силы. Все боялись ходить и проезжать мимо. Однажды туда пришёл монах Варлаам. Он срубил себе избушку и уединился в ней для молитвы. Спустя некоторое время слава о месте как о гиблом ушла в прошлое. Одержав победу над нечистой силой, Варлаам построил в Хутыни храм Преображения Господня. Со временем вокруг подвижника возник монастырь (сегодня Варлаамо-Хутынская обитель в Новгородской епархии).
К великому молитвеннику устремлялись за советом люди. Как-то раз келью святого посетил князь Ярослав. Варлаам встретил его словами: «Будь здоров, князь, с благородным сыном твоим». Князь удивился, потому что у него не было никакого сына. Возвратившись домой, он узнал, что у него родился сын.
Возле обители святого жил крестьянин со своим сыном. Однажды мальчик заболел. Крестьянин, почитавший святого Варлаама, отправился к нему за помощью. По дороге ребёнок умер. Со скорбью отец пришёл к преподобному: «Лучше было бы для меня, если бы он умер дома, нежели на дороге». Преподобный Варлаам велел отцу выйти, помолился, и ребёнок ожил.
Увидев это, крестьянин припал к ногам преподобного и стал его благодарить. Варлаам ответил: «Сын твой и не умирал, и не воскресал, но, изнемогши дорогой от холода, впал в бесчувственность, а ты подумал, что он умер. Теперь же, согревшись в тёплой келье, он пришёл в сознание, а тебе кажется, что он воскрес». Но крестьянин никак не мог согласиться с таким объяснением. «Зачем ты, угодник Божий, хочешь скрыть от меня чудо? — сказал он святому. — Я хорошо знаю, что сын мой был мёртв».
В житии святого приводится интересный случай, раскрывающий участие Промысла Божия в жизни человека. Однажды, отправившись к архиепископу, святой Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился бросить в реку осуждённого преступника. Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осуждённого, сказав: «Он загладит вины свои в Хутыне». Спасённый от казни покаялся и принял иночество.
Пришлось Варлааму в другой раз проезжать мост, и снова готовились бросить в реку осуждённого. Родственники и многие из народа, увидев преподобного, умоляли спасти его, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. Такой поступок святого изумил народ.
«Что это значит? — говорили все между собой. — Одного преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы». «Судьбы Господни, — отвечал преподобный, — бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника.
Первый был осуждён справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осуждён невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих».