03 апреля 2021 г.
Митрополит Митрофан: Пост учит нас доверять Богу
В субботу третьей седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме Рождества Богородицы города Краматорск. По окончании богослужения он обратился к горожанам с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, Святая Церковь в своих богослужебных песнопениях пост называет учителем. Так прямо и говорит: пост — учитель, и настало время выучить те уроки, которые он нам предлагает. А чему пост нас может научить, чему вообще человека учит воздержание?
Мы все хорошо знаем, что воздержание и пост присущи не только христианской общине. Постятся мусульмане, иудеи, буддисты. Постятся люди, которые к традиционным религиям не имеют никакого отношения. У профессиональных спортсменов всё, что связано с питанием, подчинено очень строгому режиму и распорядку. Ограничения, связанные с воздержанием, воспринимаются разными человеческими сообществами независимо от того, христианские они или нет, как вещь весьма полезная и способствующая пробуждению внутренних сил человека.
Мы знаем, что даже люди, которые хотели исполнить какое-то бесовское намерение, тоже постились, чтобы огонь ненависти не потух в их сердце. Вспомните Священное Писание: когда апостол Павел обратился из Савла в Павла, некие мужи иудейские поклялись ничего не есть и не пить до тех пор, пока не убьют его. Таким образом, мы понимаем, что пост — это не что-то в самом себе значимое, а некий универсальный инструмент, которым пользуются и христиане, и нехристиане для того, чтобы внутри себя мобилизовать какую-то энергию, к чему-то себя подвигнуть, сделать какой-то шаг, на который без этого человек бывает неспособен.
Когда мы начинаем понимать пост именно так, то задаёмся вопросом: а в чём наша специфика? Православные христиане что должны для себя выделить в этой дисциплине? Ведь если мы будем делать только то, что делают все остальные, то вполне возможно, что это занятие нам или никакой духовной пользы не принесёт, или вообще принесёт вред.
О какой специфике идёт речь? Отцы и учителя Церкви говорят, что внутри каждого человека действуют три силы. Есть сила разумная, которая отвечает за познание Бога, общение с Ним. Высшее познание — это молитва. Но бывает так, что вся сила этой деятельности направлена или на себя самого, или на познание предметов окружающего мира, в которых человек пытается искать высший смысл, и этим она искажается.
Есть другая сила внутри человека, которая называется силой желаний, вожделений. Она человека направляет, заставляет чего-то хотеть, к чему-то стремиться. С её помощью человек ищет то, что вызывает у него удовольствие и наслаждение. Если первоначально эта сила должна была направлять человека к Богу, потому что именно в Нём он должен был находить полноту удовольствия и наслаждения, то теперь мы знаем, что человек наслаждение может искать вне Бога, в каких-то тварных вещах, а иногда и сам собой наслаждается.
Есть сила яростная, которая направлена на то, чтобы пробуждать у человека желание куда-то двигаться, за что-то отвечать — сегодня это называется модным словом «мотивация», — а также противостоять злу, которое может отвратить человека от Бога, от добра и заставить его делать что-то такое, что не свойственно любви. Мы очень часто её направляем на то, чтобы оскорблять ближнего, самоутверждаться за счёт слабых, говорить о своём превосходстве над другими, проявлять гнев и раздражение. Мы, как правило, не умеем ни одной из этих сил пользоваться — ни разумной, ни желательной, ни яростной. Они в нас искажены грехом.
То, что связано с вожделением, очень хорошо регулируется с помощью поста. Пост учит нас отличать то, что нам действительно нужно, от того, чего мы просто хотим. Если не иметь этого понимания, очень трудно потом понять какие-то более сложные вещи, с которыми мы сталкиваемся. Нам кажется, что то, чего нам хочется, и есть та полнота реальности, вне которой мы не существуем. Если мы не достигаем желаемого, появляется ярость, раздражение, гнев. Пост помогает увидеть, что мы иногда используем эту силу неправильно. Научившись воздержанию, мы начинаем этот навык применять и в других областях жизни.
Когда змей пришёл к Еве, он начал в ней возбуждать желание того, чего не нужно. Он сказал ей полуправду: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). Она говорит: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:2-3). И тогда диавол ей вторую полуправду говорит: «Знаешь, почему Он тебе это сказал? Он сказал тебе это потому, что не хочет, чтобы вы стали как боги». Он внушил ей, что Бог ей почему-то завидует и что-то от неё скрывает.
Цель была, чтобы Ева перестала Богу доверять, чтобы она подумала, что Бог чего-то боится в отношении неё и попробовала то, чего не должна была пробовать, нарушила отношения, которые должны были существовать между Богом, сотворившим вселенную, и человеком, который живёт в этой вселенной. Через желание попробовать то, чего не должно, которое появилось в ней впервые и с которым она не справилась, грех вошёл в человеческую жизнь и человеческую природу. А мы теперь, когда боремся с желанием попробовать то, чего не должно, и ощущением, что это не важно, возвращаем себя в первозданное состояние — когда человек может различать, чего ему просто хочется, а что ему действительно надо, и делать правильный выбор, пользуясь своей свободой. Пост нас должен научить не воздерживаться от той или иной пищи, а восстановить подлинное, настоящее доверие Богу, которое человек потерял через грех.
Я вас благодарю за совместную молитву и желаю, чтобы в оставшееся время Святой Четыредесятницы вы почувствовали силу этого великого учителя — поста. Всем желаю крепости душевных и телесных сил, крепкой веры, неоскудевающей любви к Богу и крепкого здравия! Храни вас всех Господь!