20 марта 2016 г.
Митрополит Митрофан: Наша задача — не противопоставлять себя Церкви
В Неделю Торжества Православия митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. После евангельского чтения владыка обратился к прихожанам с проповедью.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сегодня — Неделя Торжества Православия. Историческим поводом для появления этого праздника стала окончательная победа над ересью иконоборчества, которая оказалась не такой уж безобидной для Церкви. Более ста лет она, поддерживаемая государственной властью, сотрясала стены церковные. Но Бог не в силе, а в правде, как неоднократно нам давала возможность убедиться история. Там, где сила Божия — сила человеческая отступает и истина торжествует, несмотря на то, что, казалось бы, шансов никаких нет.
Неделю Торжества Православия было установлено праздновать в первый воскресный день Святой Четыредесятницы как память о победе над теми ересями и лжеучениями, которые возникали в Церкви на протяжении всей её истории.
Сам факт, что та проповедь апостольская, которая разошлась во все концы вселенной, за две тысячи лет сохранилась неповреждённой и продолжает пребывать в Церкви, уже сам по себе — чудо, которое невозможно объяснить с помощью обычной логики. Представьте, сколько поколений людей жило за две тысячи лет. И ведь это были люди, которые слышали Слово Божие, воспринимая его через свой собственный взгляд на мир. Слово Божие из Палестины распространилось по всей земле, и в разные времена попадало на разную почву, приходило к разным народам.
На нашу землю евангельская проповедь пришла довольно рано. Есть свидетельства о появлении здесь миссионеров и христианских проповедников и во времена апостольские, и в IV веке. Это территория Крыма и торговые пути, по которым передвигались люди. Но мы знаем, что Крещение Руси произошло в 988 году, то есть практически через тысячу лет после того, как произошли события, которые описывает Евангелие. И со времени Крещения Руси до сегодняшнего дня тоже прошла тысяча лет. Сколько поколений жило за это время и пропустило через себя Слово Божие! И, наверное, каждому человеку хотелось добавить что-то своё, как-то по-своему понять Евангелие, по-своему воспринять христианскую жизнь.
Как в этих условиях истина могла сохраниться неповреждённой до сегодняшнего дня? Ведь Предание, передаваемое из поколения в поколение, обрастает новыми подробностями и дополнениями, появляются новые версии, интерпретации, новые представления о том, что правильно, а что неправильно. А евангельская истина это всё пережила. Пережила в непростых условиях, когда христиан преследовали и ставили вне закона, а само учение ещё не было достаточно выражено — так, чтобы его не понимать двусмысленно. Без водительства Духа Святаго, без помощи свыше, без помощи Божией, только лишь человеческими силами сохранить веру православную и передать её следующему поколению мы не в состоянии. Это не только дело человеческое, не только дело наших усилий и нашей заботы, но ещё и премудрости всемогущего Промысла Божия.
Для нас сегодня победа над ересями, торжество Православия как раз и заключается в том, что, несмотря на все наши человеческие недостатки и слабости, несмотря на то, что мы носим сокровище «в скудельных (то есть глиняных) сосудах», по слову апостола Павла, нам поручают то, до чего мы не доросли, и даётся то, что ещё не нашей меры и не нашего возраста — вера православная сохраняется и передаётся из поколения в поколение, и будет существовать до скончания века, потому что мы слышали обетование Спасителя: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:28).
А где же тот критерий и то мерило, с помощью которого удаётся определить истину, и не только определить, но сохранить её? Где истина хранится? Кому Господь доверил хранение правды? Какому-то конкретному лицу или группе людей? Ответ на этот вопрос — не человеку и не кому-то из апостолов Господь доверил всю полноту истины, а Церкви, то есть всей полноте народа церковного — иерархов, духовенства и верующих людей.
Если мы посмотрим на историю Церкви, то мы увидим, что периодически возникали споры, которые приводили к расколам, к тяжёлым последствиям, которые иногда даже доходили до крови — как, например, в случае с арианской ересью в IV веке или с той же ересью иконоборчества, память преодоления которой празднуется в сегодняшний день.
Каким же образом удалось, несмотря на кровопролития, на такие искушения и споры, выяснить, где истина, и кто, в конце концов, поставил точку и сказал, что истина — здесь? Каким образом это происходило?
В Церкви существует удивительный механизм, о котором мы говорим в Символе веры: «Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». В Церкви нет человека, который бы смог показать, что истина там или здесь. Только с помощью соборного разума мы можем определить её, удостовериться в истинности того, что проповедуется и о чём свидетельствуется.
Если возникал какой-то спор или какая-то проблема, люди, которые в этом разбирались и понимали, о чём речь, собирались на собор. Чаще всего это было духовенство — епископы, которые были образованы и хорошо знали богословие, и учёные люди, монахи, которых приглашали и которые могли выступать представителями кого-то из епископов или их помощников.
Люди не очень хорошо разбираются в богословских спорах. Если сегодня тех, кто стоит в этом храме, попросить объяснить какой-либо из двенадцати членов Символа веры, мы услышим разные версии. Кого-то можно было бы по этому поводу даже обвинить в ереси. Бывает, даже не все священники хорошо знают Символ веры и церковные догматы, хотя и обязаны учить их в семинарии и академии. Тем не менее, они не перестают быть православными людьми и не впадают в ересь, потому что, пребывая в лоне Церкви, даже не зная до конца всех её догматов и правил, человек может уберечься от того, чтобы впасть в лжеучение или прелесть.
Если человек оставляет Церковь, начинает ставить себя выше неё, своё мнение противопоставляет мнению церковному, он начинает путь, который приводит к уклонению в ересь, раскол или какое-то лжеучение. Начало ереси — не в том, что человек что-то не понял в учении, чего-то не знает или в чём-то не смог разобраться умом, а в гордыне, уверенности в том, что он знает лучше, чем все остальные, ему открыта истина, он тот источник и то мерило, которым измеряется, истинно это или не истинно, правда это или неправда. Все ереси возникали и начинались именно отсюда — из уверенности в собственной непогрешимости, в том, что я знаю лучше, что только мне доверено знать и определять, что такое хорошо и что такое плохо.
В Церкви это делает не один человек. В Церкви это доверяется делать соборному разуму, то есть созывается собор, и на нём обсуждается тот или иной вопрос. Но даже когда собор принял какое-то решение — это ещё не всё. Это не окончательно. Надо, чтобы это соборное решение было принято всей полнотой церковной — духовенством, монашествующими, православным верующим народом. Ведь ни один Собор из тех, которые мы сегодня называем Вселенскими — было семь Вселенских Соборов, на которых было утверждено всё наше вероучение, — сам себя Вселенским не называл. Вселенскими эти Соборы стали тогда, когда то, что было на них сказано, было воспринято всей Церковью как православное учение, согласное тем преданиям и традициям, которые продолжаются со времён апостольских и которые мы можем передать будущим поколениям.
Сегодня, например, мы знаем, что идёт подготовка к Всеправославному Собору. По этому поводу возникает очень много спекуляций, волнений, которые не нужны, и мнений, которые абсолютно никак не опираются на церковные традиции. Говорят, например, что этот собор созываться не может, что уже было семь Вселенских Соборов, о том, что этот Собор будет разбойничьим или волчьим, о том, что сам факт того, что этот Собор должен состояться — это уже некое греховное деяние.
Но кто эти люди, которые так говорят? Кто им дал право выносить это суждение? Почему они решили, что они — истина в последней инстанции, и верят только себе? Кто их научил тому, что соборы собираться не могут, и на этих соборах не могут встречаться иерархи, духовенство, и решать те актуальные вопросы церковной жизни, которые есть сегодня на повестке дня?
Ересь как раз и возникает оттого, что человеку начинает казаться, что он знает доподлинно и лучше, чем все остальные. А ведь этот механизм соборности, который есть в Церкви, никто не может отменить. И именно он поможет определить, правильно мы поступаем или нет.
Учитываться будет не только всеобщее мнение и полезность того, что обсуждается на соборе и будет принято там как некое решение, но и то, как утверждённое на соборе будет принято народом православным в каждой Поместной Церкви — духовенством, монашествующими, мирянами, пользу это принесёт Церкви или нет. Только время может показать восприятие этих решений. Но сам факт того, что людям нужно собираться вместе, чтобы выяснять истину, и истина не принадлежит какому-то одному лицу — это наша вера, о которой мы свидетельствуем, о которой мы говорим, что мы верим «во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Только с помощью этого механизма мы сможем выяснять истину, но не на митинге с каким-то плакатом или с ощущением того, что кому-то доверено больше, чем другим.
В сегодняшний день именно об этом нам нужно задуматься — не в глобальном, а в том личном смысле, который касается каждого человека, приходящего в храм Божий. Ведь иногда нам кажется, что, прочитав Евангелие или что-то узнав о духовной жизни, мы получаем право быть экспертами и судить обо всём, не считаясь ни с каким другим мнением, заявлять о своём собственном как об истинном и непогрешимом. Это очень большая проблема и большая ошибка.
Мы должны быть о себе довольно скромного мнения и не брать на себя то, что не в наших силах. Ведь если мы переступили порог церковный и несколько лет ходим в Церковь, это не значит, что мы уже начали разбираться в богословии, во всех церковных вопросах, получили право суда и какого-то особенного мнения, отличного от мнения других. Это не значит, что мы стали экспертами во всех областях жизни и разбираемся во всех тонкостях и нюансах.
Этим грешит и духовенство, потому что иногда человеку кажется, что если он надел рясу, он сразу становится экспертом во всех вопросах и может везде давать советы — и в политике, и в экономике, и в вопросах повседневной жизни. Этим грешат и те, кто называет себя людьми церковными, потому что им иногда кажется, что они знают чуть-чуть больше, чем все остальные, и имеют право судить обо всём.
Давайте будем скромнее. Давайте будем помнить о том, что мы всего лишь люди, которые могут заблуждаться, делать ошибки и в своей личной духовной жизни, согрешая, и в мнении, и в слове. Ведь даже апостол говорил, что только муж совершенный в слове не ошибается. Неужели кто-то из нас считает себя совершенным, а своё мнение — безошибочным? Давайте судить о себе проще и понимать, что мы можем ошибаться, что каждый имеет право на ошибку. И определить, ошиблись мы или нет, мы можем только с помощью того механизма, инструмента, о котором я сказал, — соборного мнения Церкви, и времени, которое покажет, правы мы, или нет.
Давайте будем по отношению друг к другу не столь строги и безапелляционны, будем понимать, что мы тоже можем ошибиться — и в отношениях, и в мнениях, и в суждениях, и в каких-то разговорах. Давайте друг другу прощать ошибки, не судить друг друга строго, если что-то мы сделали неправильно, и верить в то, что мы не сами живём на этой земле, а с нами есть Господь и благодать Всесвятаго и Животворящего Духа, и Он всё управит. Именно это мы сегодня празднуем и называем торжеством Православия. Независимо от всех наших ошибок Господь всё равно промышляет о Своей Церкви, и Он — Её Глава, а наша задача — не противопоставлять себя Церкви, а пребывать в Ней и быть Её верными чадами. Аминь.