06 августа 2017 г.
Митрополит Митрофан: На что мы готовы ради того, чтобы остаться христианами?
В Неделю 9 по Пятидесятнице, день памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Борисо-Глебском храме Часов Яра. После крестного хода владыка обратился к горожанам с архипастырским словом.
Когда мы знакомимся с подвигом святых князей Бориса и Глеба, он вызывает много вопросов: почему они так поступили? Какая была необходимость поступать именно так? Ведь они могли куда-то убежать, могли сопротивляться, спасать свою жизнь. Они могли придумать тысячи разных способов выйти из ситуации.
Почему современного человека этот поступок так удивляет? Чтобы не сильно обижать наших современников, я скажу, что и в глазах современников князей это тоже был необычный поступок: это был подвиг, после которого их сразу стали прославлять как святых. А современному человеку это вместить и понять ещё труднее по одной простой причине: для него быть христианином — это не так важно, как было для первых христиан, которые, принимая крещение, осознавали, что теперь полностью меняется вся их жизнь, они начинают жить по другим законам. Они готовы были на страдания, скорби и лишения ради того, чтобы сохранить верность своему выбору.
Удивительно, что Борис и Глеб были способны на такой поступок, ведь христианская вера ещё была чем-то новым на нашей земле. Только недавно произошло Владимирово Крещение. Как они смогли этому научиться, как для них христианство стало не увлечением, которое можно оставить, когда возникают какие-то трудности и испытания, а всей их жизнью? Осознавая себя христианами, они поступали как христиане. Для них поступить по-христиански было важнее, чем приобрести власть, сохранить княжеское звание и доброе имя — даже важнее самой жизни.
В то время войны между братьями за власть были распространённым явлением: за власть борются, её добывают оружием. Кто сильнее, тот и хозяин. Борис и Глеб сознательно от этой борьбы отказываются, чтобы не проливать кровь воинов, своего брата, и ради этого проливают свою собственную. Это удивительно правильное понимание того, что значит быть христианином. Удивительно цельное восприятие христианства: не просто как некоего хобби, чего-то такого, чем я занимаюсь по воскресеньям с девяти до одиннадцати, а как полноты жизни, нового смысла, нового понимания того, кто теперь я и что происходит вокруг.
Сегодня, к сожалению, не так. Сегодня для многих людей быть христианином — это не осознанный выбор, а некая дань традиции. Ребёнка нужно окрестить, в церкви нужно повенчаться, на Пасху нужно в храм прийти, причащаться несколько раз в году, ездить по святым местам, и это максимум. Но как только доходит до того, что своё христианское звание нужно проявлять в повседневной жизни, человек вообще не задумывается, какой ему делать выбор — он живёт «как все». Для него важно сохранить свои жизненные позиции, а не звание христианское.
Мы видим яркий тому пример — то, что сегодня происходит с нашим народом. Ведь крещёных людей и тех, кто называет себя христианами, в Украине очень много. Их большинство. А когда нам задают справедливый вопрос: если вы христиане, почему вы друг с другом враждуете, разве ваше христианское звание разрешает вам друг друга ненавидеть, друг о друге говорить плохо, друг против друга восставать, — ответа на этот вопрос нет. Вернее, он есть, но этот ответ очень неприятный: мы не такие христиане, как Борис и Глеб, как первые христиане. Мы не такие христиане, для которых христианство — это что-то важное. Мы от него легко отказываемся, если перед нами есть какая-то другая цель или испытание.
В сегодняшний день праздновать память святых Бориса и Глеба нам нужно, в первую очередь, чтобы каждый задал себе вопрос: на что я готов ради того, чтобы остаться христианином? Готов ли я простить того, кто меня обижает, не осуждать своего ближнего, претерпеть клевету, поступить порядочно, честно и справедливо, если это в ущерб мне, но я не могу по-другому, потому что я христианин? Готов ли я делать добро, не ожидая в ответ никакой благодарности? Готов ли я поступать по-христиански, зная, что мне не будет никакой награды и похвалы здесь, на земле?
Все эти вопросы нам сегодня нужно задать себе, когда мы стоим перед иконой святых Бориса и Глеба, потому что наша вера такими моментами и испытывается, настоящая она или нет. Легко быть христианином, когда тебе ничего не угрожает, когда от тебя ничего не требуется, когда весело, когда здорово, когда нет никакого испытания. Но как только вера подвергается испытанию, здесь сразу же по-настоящему встаёт вопрос: я просто так себя сам назвал или для меня это действительно что-то дорогое и важное?
Нам нужно научиться жить так, чтобы для нас христианство было сознательным выбором и, следуя за Христом, мы действительно меняли своё отношение к жизни и друг к другу. По большому счёту, это и есть единственный критерий, по которому мы можем судить: мы чего-то достигли на этом пути или находимся только в его начале. Если у нас нет этого понимания, если у нас нет взаимной любви, если христианство — это то, от чего мы готовы легко отказаться при любых трудностях и испытаниях, это повод каждому из нас задуматься о том, какие мы христиане и в чём для нас это христианство заключается.
Дай Бог, чтобы мы увидели Христа так, как Его увидели святые Борис и Глеб. Ведь они, делая выбор, ожидали чего-то большего. Они осознавали, что отказавшись от братоубийства, от кровопролития, они не просто теряют жизнь, но и нечто приобретают. А что они приобретают? Жизнь со Христом. Вечность. Они остаются с чистой совестью и с чистыми руками. Не так уж и мало — если не сказать, что это самое главное.
Дай Бог, чтобы мы имели такую же способность, как и эти святые братья, видеть главное, не бояться ради этого главного жертвовать чем-то второстепенным и помнить слова Христа Спасителя: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, а всё остальное приложится вам» (Мф. 6:33).
Я искренне и от души всех вас поздравляю с праздником в честь святых князей-страстотерпцев! Их молитвы и их добрый пример пусть согревают сердца всех нас в этот праздничный день и во все дни нашей жизни!
В этот день я имею радость быть в этом храме и общаться с вами перед престолом Божиим, когда совершается Божественная литургия. Это самое высокое общение, к которому мы призваны, потому что мы здесь стоим перед Богом, потому что мы друг друга воспринимаем как одну большую христианскую семью. Дай Бог, чтобы мы с этой высоты никогда не опускались, когда мы переходим к своим повседневным делам, ведь очень часто, переступая порог храма, мы становимся просто обычными людьми.
Спасибо вам за общую молитву! Поздравляю вас всех с праздником!