Официальный сайт

19 марта 2017 г.

Митрополит Митрофан: Крест — оружие против несвободы

Неделя КрестопоклоннаяВ Неделю Крестопоклонную митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Крестовоздвиженском храме Горловки. По окончании богослужения владыка обратился к горожанам с архипастырским словом. 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В преддверии Страстной седмицы и праздника Святой Пасхи Церковь по уставу выносит на середину храма Крест, как в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, — для того, чтобы мы поклонялись Кресту и через это поклонение, через молитву перед Крестом обрели духовные силы. Они необходимы нам, чтобы продолжить пост и наш подвиг, молитву и добрые дела. В этот день, как ни в какой другой, мы смотрим на Крест как на источник утешения и силы для всех нас.

Так получилось, что мир, в котором мы живём, — это мир, наполненный грехом, несправедливостью, страданиями и скорбями. Зачастую даже взгляд со стороны на эти страдания — когда другие люди страдают от стихийных бедствий, катастроф и человеческой злой воли — вызывает скорбь. Когда ты не страдаешь, а просто видишь, что такие же, как ты, люди терпят бедствие, сердце от этого начинает болеть.

Откуда в этом мире появилось страдание? Откуда здесь появились зло, несправедливость, неправда? Ответ на этот вопрос даёт Священное Писание, Слово Божие. Человек — самое высшее творение, которое создал Господь, которое Он поселил в раю, чтобы он жил, наслаждался, совершенствовался, трудился, украшал землю, — воспользовавшись даром свободы, полученным от Бога, принёс в этот мир зло.

Что такое зло? Это когда мы свою свободу, свою волю противопоставляем воле Божией через непослушание, неверие, гордыню. Когда человек начинает жить не по воле Божией, появляется зло. До тех пор, пока мы его с вами не сделали, никакого зла и нет. Если мы перестанем его делать, оно тоже перестанет существовать. От нас с вами зависит, есть зло или его нет.

Нам бывает очень тяжело, потому что зло — это не то, что снаружи, вокруг нас, и мы выбираем, как в магазине, зло или добро, а то, что внутри нас, что зачастую становится частью нашего характера, какими-то чертами, с которыми нам приходится бороться внутри себя. И любое зло, которое приходит в мир через человеческое непослушание, через человеческий грех, заставляет страдать самого человека. Первым страдает от зла и греха тот, кто его делает.

Грех, в какой бы красивой обёртке ни был, каким бы он ни был соблазнительным или притягательным, как бы ни хотелось его совершить человеку, в результате имеет горечь. Он похож на лезвие, завёрнутое в красивую обёртку и притворившееся конфетой. Вначале он сладок, но потом ты режешься и получаешь боль от этого.

Через зло, через грех, который совершает человек по своей свободной воле, он попадает в такое состояние, когда он становится рабом греха. Диавол над человеком через грех приобретает власть. Когда мы грешим, мы даём ему право управлять нами через это. Он может сказать: «Этот человек делает грех, он восстаёт против Бога, значит, он мой, он такой, как я».

Против этого рабства, против этой зависимости, несвободы Господь подарил нам через Свои крестные страдания Честной и Животворящий Крест, который сегодня находится посредине храма. Это то знамение и то оружие, которое нас освобождает от власти диавола, которую он через грех приобретает над нами. Крест выносится на середину храма, чтобы мы увидели то оружие, которым мы можем побеждать грех, и ту силу, которая дарована каждому из нас.

Есть такое старинное песнопение, которое поют в конце монашеского правила в монастырях: «Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся, не боящеся того коварства, ни ловительства, яко бо гордый упразднися и попран бысть на древе силою распятого Христа» (стихира Кресту 6 гласа).

Каждый из нас не просто машет рукой, когда осеняет себя крестным знамением, и священник не просто машет рукой, когда благословляет человека, а свидетельствует о той великой силе, которую имеет Крест. Через Христа, через Его страдания, которыми Он нас освобождает от рабства диаволу, мы приобретаем свободу. В этом — великая сила.

Когда диавол вспоминает Крест, через который он побеждён, через который все мы освободились от его рабства, через который каждый из нас приобрёл свободу быть чадом Божьим, это вызывает у него страх, он не может этого терпеть. Он не может чувствовать себя нашим хозяином, когда мы осеняем себя крестным знамением, потому что Крест — это его поражение. Это то, что разрушило его власть над родом человеческим, что сделало его бессильным. Это то, что и из ада вырвало всех тех, кто хотел освобождения, как читается в молитве сегодня во время литургии святителя Василия Великого: «Крестом во аде держимых свободил еси».

Каждый раз, когда мы осеняем себя крестным знамением, прикладываемся ко кресту, смотрим на него, как евреи когда-то в пустыне на медного змия, для нас это радость, потому что мы через Крест приобретаем свободу. Для нас это надежда, потому что через Крест мы обретаем прощение грехов. Для нас это упование, потому что через Крест мы имеем воскресение мертвых и жизнь вечную. А для диавола это поражение, обида и горечь, разочарование, страх и позор.

Сегодня Крест посредине храма, чтобы укрепить наши силы. Чтобы ещё раз, подойдя к нему, мы могли ощутить эту духовную силу, порадоваться тому, что мы, христиане, имеем такое спасительное оружие, почувствовать, что Господь всей силой Своей любви, которая проявилась на Кресте ко всему роду человеческому, с каждым из нас, и с этой уверенностью, с этой радостью продолжить подвиг поста и молитвы, который нам необходим, чтобы прийти к празднику Светлого Христова Воскресения.

Всех вас поздравляю с Неделей Крестопоклонной! Храни вас всех Господь! Божие благословение и сила Честнаго и Животворящего Креста пусть пребудут со всеми вами!

Цитата дня

«

Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100