27 марта 2016 г.
Митрополит Митрофан: Давайте спешить на встречу со Христом несмотря ни на какие препятствия!
В Неделю 2 Великого поста, памяти свт. Григория Паламы и празднования в честь Феодоровской иконы Божией Матери, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Феодоровском храме с. Дмитровка, отметившем свой престольный праздник. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель, благочинный, дорогие братья и сестры! Сегодняшний воскресный день для нас сугубо радостный. Церковь совершает память святой иконы Божией Матери Феодоровской, а также вспоминает святителя Григория, епископа Фессалоникийского, которого также называют Палама.
С одной стороны, воскресные дни друг от друга не сильно отличаются. Но, с другой стороны, пост для нас — особое время. Если бы мы сами этого не чувствовали в своей душе, не ощущали, что дни поста зовут нас к какому-то труду и подвигу, духовному усилию, то в эти дни не было бы столько причастников, храм бы не наполнялся таким количеством людей.
Мне особенно приятно, что сегодня молитва совершается не в пустом храме, что эта церковь наполнена людьми молодыми и почтенного пожилого возраста, детьми на руках у родителей, женщинами и мужчинами. Это даёт понять, что здесь собрана большая православная семья. Приходя в храм, мы перестаём быть разными, а становимся единым целым — Церковью, теми, о ком сказано в Священном Писании: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20).
Церковью мы становимся тогда, когда собираемся вместе, когда вместе с нами в это собрание входит священнослужитель и совершается литургия. Тогда мы становимся единым Телом Христовым. И тогда к нам приходит наш Глава, даёт нам Свои Тело и Кровь, и мы причащаемся.
Эта встреча по-своему необычна и важна для каждого из нас, потому что мы к ней готовимся. Ведь все готовятся к Причастию, и мы знаем, что накануне Причащения человек как-то по-другому смотрит на свою жизнь. Он смотрит, что он не так сделал, в чём ему нужно исповедаться и за что попросить у Бога прощения, прийти на исповедь. Он по-особому читает молитвы, постится и примиряется со всеми, совершает добрые дела ради того, чтобы, когда эта встреча произойдёт здесь, в этом месте, где мы вкушаем Тело и Кровь Христовы, Христос вошёл в нашу душу как в дом, украшенный, очищенный и наполненный добрыми делами.
Чем больше людей приходят на эту встречу, стремятся к ней, чем чаще она происходит в нашей жизни, тем роднее и ближе мы становимся друг к другу. Ведь в обычной жизни не бывает, что друзья не хотят идти на встречу друг с другом и думают: вот, у меня туфли не начищены, или пиджак не новый, или угостить особо нечем. Если друзья настоящие, и им удаётся встретиться, они бывают рады всему: и месту, где произошла встреча, даже если оно не очень хорошее, и куску хлеба, который есть на столе, если ничего другого нет, а особенно — тому общению, которое бывает между добрыми, хорошими друзьями.
Бог хочет настолько приблизиться к нам, чтобы быть каждому из нас дороже и ближе самого доброго друга, того человека, которому мы, быть может, единственному говорим «я тебя люблю», дороже, чем наши дети и чем мы для наших детей, чем муж для жены и жена для мужа. Это Его желание. Он его показывает. Он проявляет его тем, что пришёл к нам, стал человеком, взошёл на Крест, создал Церковь, даёт нам Свои Тело и Кровь.
Нам нужно научиться хотеть этой встречи точно так же, как Он. Стремиться к Нему так и делать для неё всё, от нас зависящее и возможное, потому что Он на эту встречу нас зовёт. Каждый раз, когда мы слышим во время Божественной литургии слова: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое…» и «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя…» — это громкий призыв нам явиться к Нему на пир, на эту встречу, стать с Ним единым целым, соединиться с Ним в духовном общении. И нет причин, по которым мы должны отказываться от этого общения, удаляться от него.
Кто-то скажет, что Бог Свят, а мы грешники, и между Святым и грешным не может быть равного общения. Но кто, как не Он Сам, ответил нам: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13)? Разве не Он Сам указывал фарисеям на блудницу, которая была рядом с Ним, и говорил: берите с неё пример — она пришла ко Мне и омывает Мне ноги? Разве не Он Сам говорил о том, что Он хочет, чтобы как можно больше нас было рядом с Ним, чтобы мы все собрались к Нему и не расставались с Ним? И мы это должны понимать и идти на эту встречу, стремиться к ней и искать её каждую минуту нашей жизни.
Когда мы причащаемся только в Великом посту или несколько раз в году — это хорошо. Это лучше, чем вообще не причащаться. Но в то же время, наверное, это неправильно — если мы не чувствуем желания и потребности в этой встрече как можно чаще. Значит, мы ещё не пришли к Богу. Значит, Он ещё не стал Тем, к Кому мы стремимся и бежим, забыв обо всём.
У каждого из нас есть друзья. Друг нас позвал: приходи ко мне в гости, давай сегодня поужинаем вместе. Мы откладываем все дела и бежим к своему другу, потому что мы знаем, что нас там с любовью ждут, нам там будет с кем поговорить, мы что-то услышим, и нам будет хорошо от этого общения. Точно так же нас Господь ждёт здесь в воскресный день.
Давайте будем учиться оставлять все свои дела, бросать всё и бежать на эту встречу, несмотря ни на какие препятствия, как сегодня нам было об этом рассказано в Евангелии. Господь зашёл в дом, а люди Его окружили. И людей было очень много, потому что у каждого была своя печаль, своя проблема, с которой они к Нему пришли. Каждый обращался к Нему со своей просьбой.
Пришли и четыре друга, которые принесли своего товарища. Посмотрели — зайти невозможно, протолкнуться тоже не дадут, потому что все плотно стали, и каждому нужно, никто не пропустит. Мы сами знаем, как не пропускают в очереди, в автобусе. Там была такая же история. И нам сегодня Евангелие показывает пример: их это не остановило. Они не сказали: ну, ладно, придём в следующий раз, нас не пропускают, людей много, придём тогда, когда людей не будет. Они залезли на крышу, разобрали кровлю и на верёвках спустили своего друга прямо перед Пророком и Чудотворцем, чтобы Он точно никуда не делся, и должен был что-то им сказать и исцелить.
Вот то, чего нам с вами не хватает — такого же желания всегда идти к Богу, стремиться к Нему, как у этих друзей, такой же решимости и такого же мужества преодолевать препятствия, какие были у них. Мы какое-то препятствие встретили — нога заболела, молитвы не прочитал, не попостился — и уже сдались, сделали шаг назад. Отступили, и уже не идём, потому что нас кто-то победил.
Для того, чтобы всегда быть со Христом, нужны решимость и мужество несмотря ни на какие препятствия, ни на какие соблазны и искушения, ни на какие трудности всё равно прийти, даже если придётся залезть через крышу. Такой должна быть любовь. Так нужно идти за Христом.
Тебя не пускают в двери — лезь в окно. Не пускают в окно — залезь через крышу, но иди к Богу, потому что Он — Источник жизни, у Него всякое благо, Он — бесконечная любовь, и без Него в этой жизни нет вообще никакого смысла. Он создал этот мир и привёл в него нас, Он дал для этого мира законы. И после того, как мы этот мир оставим, мы всё равно придём к Нему. Поэтому, чем бы мы ни занимались, что бы ни делали, что бы нас ни вдохновляло, как бы нам весело и здорово ни было, без Бога всё в конце концов теряет свой вкус, становится пресным и неинтересным, и жизнь проходит впустую.
Какие бы препятствия в жизни ни встречались, что бы ни происходило, к этой встрече нужно стремиться, помнить, что нас на неё уже позвали. Препятствия бывают не снаружи, не кто-то в храме стоит и не пускает, или двери закрыты. Препятствия внутри нас.
Мы часто сами себе придумываем причины, по которым мы не идём на причастие, не приходим в храм, удаляем себя от Бога. То нам кажется, что мы великие грешники, и Он нас не простит. Это обман, бесовская ложь. То нам кажется, что мы были в прошлый раз, и в этот раз идти уже не надо, потому что мы станем чересчур святыми. И это тоже неправильно, потому что нет здесь никакой границы, никакого предела или порога — сколько ты хочешь быть с Богом, столько и будь.
Сегодня мы также празднуем память собора преподобных Киево-Печерских. Кто был в пещерах Киево-Печерской лавры, помнит: там такие комнаты без окон, без дверей. Человек туда заходил, оставлял маленькое окошко, куда ему еду приносили, и там жил. Это хуже, чем в одиночной камере. Но в одиночную камеру сажают за преступления, а туда люди шли добровольно, жили там по много лет и не испытывали ощущения, что к ним какое-то насилие проявляется. Почему? Им так хотелось быть с Богом, что они уже начинали ощущать, что их отвлекает от этого общения всё. Даже повседневная жизнь, красота окружающего мира, общение с добрыми и близкими людьми для них становились лишними, потому что общение с Богом для них было больше.
Давайте научимся хотя бы по воскресным дням не игнорировать эту встречу, в дни праздничные собираться так, как собрались мы сегодня, для того чтобы быть со Христом, причаститься Его Тела и Крови.
Я от души поздравляю вас с сегодняшним праздником! Пусть решимость, мужество и желание быть с Богом никогда не покидают ваши душу и сердце, побуждают всегда стремиться в храм Божий и быть участниками этого великого торжества общения со Христом в таинстве Евхаристии. Божие благословение вам! Храни вас всех Господь!