Официальный сайт

25 декабря 2024 г.

Митрополит Митрофан: Чтобы быть святым, нужно любить Бога, любить людей и жить по совести

Престольный праздник Спиридоновского храма ЕнакиевоВ день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме, освящённом в честь святого, города Енакиево. По окончании богослужения он обратился к молящимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, отец настоятель, я всех вас поздравляю с престольным праздником, принятием Святых Христовых Животворящих и Спасительных Таин, всем нам которые пусть послужат во исцеление души и тела, в жизнь вечную!

«Святая святым» — мы слышим этот возглас за каждой Божественной литургией, когда священник берёт в руки Хлеб, который уже стал Телом Христовым, чтобы Его раздробить и преподать для причащения всем верующим, которые находятся в храме Божием.

Мы знаем, что святыми мы называют тех, кто прославил Бога своей жизнью, своими подвигами и кого Церковь прославила и почитает за их жизнь таковыми. Иногда возникает мнение, что святость — это удел избранных, небольшого количества людей, которые смогли достичь невообразимого, и этих людей настолько мало и настолько они редки, что о святости можно говорить только лишь как о феномене, о чём-то выдающемся и исключительном среди христианской общины. Тогда к каким же святым обращается каждый раз Церковь, когда заповедует священнику, беря в руки Тело Христово, именно эти слова возглашать во время богослужения?

Если мы свой взгляд обратим назад, к истории Церкви, то святыми называли не отдельных личностей или выдающихся подвижников, а тех, кто принадлежал к христианской общине — каждого человека. Под словом «святость» предполагалась не безгрешность и безошибочность поступков, а нечто другое. А что же другое? О чем идёт речь?

Само слово «святой» по-гречески — «агиос». «Гиос» — «земля», «а» — это отрицательная приставка, то есть «не земля». Это обозначало то, что есть некая община людей, которые называются христианами, которые живут не так, как все остальные. Живут не по тем законам, по которым живёт весь остальной мир.

По каким законам живёт весь мир? Какой главный закон? И в животном мире, и в человеческом выживает сильнейший. Кто сильный, тот и прав. Если у тебя больше сил, больше прав, больше возможностей, значит, ты выживешь. А тот, кто не может этого доказать своей силой, станет кормом, проиграет. Так было с самых первых времён, когда люди одевались в шкуры, жили в пещерах, и до сегодняшнего дня, когда они в руках имеют мобильные телефоны и вырабатывают энергию с помощью ядерных реакторов. Прав тот, кто сильнее, и он эту правоту навязывает всем остальным и делает их зависимыми от себя.

Христиане, ученики Спасителя — это люди, которые отказались от этой правды, от этого закона. Отказались добровольно, следуя за Христом и став Его учениками. Отказались быть правыми только потому, что они сильнее. Давайте вспомним, как поступил Спаситель, когда Он был на кресте, о чём Он просил Своего Небесного Отца за тех, кто Его распинал. «Прости им, ибо они не ведают, что творят». Кто был сильнее? Те, кто распинали, или Тот, Кто на кресте добровольно Себя отдавал в жертву за грехи всего мира? Разве не Он говорил апостолу вложи меч в ножны (Ин. 18:11) и или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26:53). Там и легионов не нужно было. Один раз глазами моргнуть, и никого бы там не осталось.

Господь пришёл нас научить другому. Если мы хотим раскрыть в себе Его подобие, Его образ, то мы не можем жить по закону силы. Давайте вспомним, как поступил архидиакон Стефан, о котором нам говорит Священное Писание: молился за тех, кто побивал его камнями. Давайте вспомним, как поступил наш русский святой преподобный Серафим Саровский, когда напали на него разбойники. Он в руках топор имел, был сильный человек. Сложил его, руки на груди скрестил, сказал: «Наверное, такая воля Божия. Господь хочет, чтобы я пострадал».

Доказывать свою правоту с помощью силы — это очень по-человечески. Нам даже напрягаться не надо. Нам всегда хочется в любой ситуации поступить именно так. Я сильнее, значит, я прав. Я докажу сейчас. Я покажу, что я имею право, а ты не имеешь. Но христиане не по этому земному закону призваны жить, а по закону евангельскому. Просящему у тебя дай, от хотящего занять не отвращайся. Ударили тебя в правую щёку — подставь левую. Никогда люди этого не хотели слышать. Им всегда это было неприятно, потому что это противно человеческой природе, где выживает сильнейший.

Человек может как зверем стать, если он не будет слушать свою совесть и голос разума, так и святым, если он будет делать так, как поступал Христос. Поэтому вся община христиан, тех, которые решили следовать за Христом, называлась святыми.

Сегодняшний святой, память которого мы празднуем, святитель Спиридон Тримифунтский, не был выдающимся человеком с точки зрения земных достижений. Он овец пас, пастух был. Тогда община выбирала епископов, и его попросили, чтобы он возглавил общину и стал их предстоятелем.

Он не особо разбирался в богословии, потому что у него не было возможности окончить какую-то богословскую школу или быть учеником знаменитых и великих того времени. Он не был чем-то значимым с точки зрения человеческой: ни воином, ни учёным, ни правителем, ни богачом. Он был обычным человеком — таким же, как и мы все, кто сегодня здесь стоит.

Необычным он был другим — тем, что всей душой, всем сердцем и всей своей жизнью следовал за Христом. Он делал это настолько искренне, самоотверженно, цельно, не по понедельникам, средам и пятницам, а с утра до вечера всю свою жизнь, что Господь в ответ на это наградил его многими дарами: и даром прозрения, и даром исцеления, и даром помощи другим людям, которые он отдавал безвозмездно, ничего для себя в ответ не требуя.

Это говорит нам в сегодняшний день только об одном: что все те, кто сегодня здесь стоит в этом храме, тоже община христиан, которые призваны жить не по законам этого мира, а по законам евангельским. Этот закон должен быть начертан не в книжке, а в нашем сердце, и выражаться должен не словами, а нашими делами и поступками. Если кто-то скажет, что нет, это не для меня, пусть выдающиеся люди, святые этим занимаются, вот сегодняшний святой как раз и ответ даст: нет, неправда, это для всех и каждого, нужно только захотеть.

Каждый из нас по этому пути уже идёт какое-то время. Кто-то прошёл больше, кто-то меньше, но не нужно останавливаться, этот путь бесконечный. Для того, чтобы быть святым, не нужно сегодня делать что-то особенное. Нужно делать то же самое, что делал святитель Спиридон: любить Бога, любить людей и жить по совести. Дай Бог, чтобы у каждого из нас это получилось. Я всех вас поздравляю ещё раз с сегодняшним престольным праздником и призываю на всех вас Божие благословение! Храни вас всех Господь!

Цитата дня

«

Бог рождается как человек, чтобы мы получили жизнь через Него.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100