13 декабря 2019 г.
Митрополит Митрофан: Человеку надо больше, чем хлеба и зрелищ
В день памяти святого апостола Андрея Первозванного митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Андреевском храме города Ждановка. По запричастном стихе он обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с престольным праздником и днём памяти святого апостола Андрея Первозванного. Мы знаем об этом ученике Господа нашего Иисуса Христа, что он был одним из тех, кто, по преданию, с проповедью Евангелия дошёл до самых гор киевских по Днепру. Он засеял почву, и прошло довольно много времени, прежде чем это семя принесло свои плоды.
Уже больше тысячи лет на Руси проповедуется Слово Божие. Были периоды, когда люди принимали Евангелие с воодушевлением и старались жить по нему. Были периоды, когда было удобно и легко придерживаться христианских обычаев и традиций внешне, но при этом почему-то можно было позволять себе поступать так, как не поступают даже язычники. Было и время, когда быть христианином считалось постыдным — это в глазах общества был какой-то отсталый человек, который верил бабушкиным сказкам, а модно было быть атеистом.
Если мы посмотрим на эпоху, в которую мы живём, то обнаружим, что христиан не большинство. Даже те, кто крещён и формально считает себя христианином, чаще всего имеют довольно смутное представление о том, что такое христианская жизнь. Многие из тех, кто ходит в храм, ни разу Евангелие не прочли от начала до конца. Если у каждого по отдельности спросить, что значит быть христианином, мы услышим разные ответы. У некоторых будут довольно странные представления о том, что такое вера православная. У людей нет понимания, какую веру принёс апостол Андрей на нашу землю.
Сегодня самое модное — это сказать: «У каждого своя вера, и каждый решает сам, как ему быть, что ему делать». История про то, что давайте все дружно возьмёмся за руки, у каждого своё, все будем друг друга любить, нет никаких разногласий и противоречий, на первый взгляд, очень привлекательна. Кажется, действительно, сколько можно доказывать, что вот это правильно, или вот это, или вот это — надо наконец-то от всего этого освободиться и жить хорошо, мирно и дружно. А почему же это не работает? Потому что когда мы такую идею предлагаем, уходит понятие нормы. Если каждый со своим, то что же тогда правильно? Если я считаю, что правильно это, а кто-то другой считает, что правильно другое, как же мы тогда возьмёмся все вместе дружно за руки и будем жить долго и счастливо, мирно и благополучно? Отсутствие общего для всех понятия нормы, отсутствие ориентиров и идеала, к которому нужно стремиться, делает эту идею утопией, невозможной к осуществлению. Когда у каждого свой идеал и своё понятие нормы, когда каждый хорошим считает то, что хорошо лично ему, мир превращается в хаос — хотя на поверхности это кажется очень притягательной идеей, и именно она сегодня захватывает умы и сердца многих и многих людей.
Мы считаем, например, что норма — это когда семья состоит из мужчины и женщины, и в этом браке рождаются дети. А нам сегодня говорят: нет, вы устарели, норма — это когда есть родитель номер один, родитель номер два, и у них есть приёмные дети, которых они где-то взяли. Или нам рассказывают истории про суррогатное материнство и говорят: теперь это норма. У каждого появляется свой бог, своя истина и своя правда. Ценность того, что сделал апостол Андрей Первозванный, придя на нашу землю, состоит в том, что он предложил всем руководствоваться одним идеалом — подражать Спасителю. Он назвал себя Его учеником и нам предложил, чтобы мы Его жизнь и проповедь взяли за образец и следовали за Ним.
Мы все в школе изучали, что такое эталон. Нам рассказывали, что во Франции есть эталон длины, который называется метр, есть эталон массы, который называется килограмм, и так далее. У нас есть общие понятия, мы договорились, что метр — это метр, килограмм — это килограмм, и все друг друга понимают. В нравственной жизни тоже должен быть какой-то эталон, какое-то мерило, которым мы можем измерять самих себя и давать себе ответ на вопрос, мы правильно живём или неправильно. Апостол Андрей предлагает нам в качестве такого эталона Евангелие, учение Спасителя о любви к Богу и к ближнему.
С точки зрения диавола, человек — это неудачное творение Божие. Это тот, кто Бога огорчил с самого начала своего бытия, ещё в раю. Мы знаем, что Бог создал человека после того, как часть ангелов отпала от Него. Для диавола человек — это прямой конкурент, поэтому он его и соблазнил в раю. Он как бы сказал этим Богу: «Видишь, тот, которого Ты создал по Своему образу и подобию, ни на что не годится, это пустое место. Люди — это никчёмные, никому не нужные существа. Их интересует только одно: свои удовольствия, своё чрево, власть, наслаждение».
Очень хорошо это видно в ветхозаветной истории, которую нам рассказывает Книга Иова. На земле был праведный, добрый, благочестивый человек. И как-то диавол Богу сказал: «Знаешь, почему он такой хороший? Потому что у него всё есть. Ты ему и здоровье дал, и благополучие, и детей, и материальные блага. А если Ты у него всё это заберёшь, посмотришь, как он будет Тебе верен и как он будет Тебя любить». Мы знаем дальше эту историю — знаем, что Иов остался верным Богу, а диавол был посрамлен. Иов показал, что человек может любить Бога и быть верным Ему, ценить не только здоровье, благополучие, богатство и деньги, как диавол клевещет, но он может ещё и жить ради чего-то высшего и большего.
Когда Спаситель сорок дней постился в пустыне, диавол к Нему пришёл и сказал: «Зачем Ты будешь людям Евангелие проповедовать, учение о любви, о самопожертвовании, о высших ценностях? Предлагаю Тебе простой путь: скажи, чтобы эти камни стали хлебами, накорми их. Они все за Тобой пойдут. Это животные. Им кроме еды ничего не нужно». Что сделал Господь? Он отверг эту ложь. Он сказал, что не хлебом единым будет жив человек. У человека могут быть и другие потребности.
Диавол согласился: «Хорошо, не хлебом. Это такое существо — его нужно чем-нибудь удивить, развлечь, и он обо всём забудет, пойдёт туда, куда покажешь пальцем. Давай сейчас с крыла храма прыгнешь, ангелы Тебя вниз принесут, и увидишь, как они все за Тобой пойдут. Зачем им Твоя любовь? Зачем им Твоя проповедь? Им нужны зрелища». Господь сказал: «Нет. Я знаю, что человек может быть другим».
И тогда диавол предложил Ему: «Ну, хорошо. Я же знаю людей уже не одну тысячу лет и знаю, чем они живут и что для них главное. Власть — это то, к чему стремится любой человек. Я Тебе её дам, а Ты её дашь кому хочешь. Вот всё, что Тебе нужно о них знать». Господь ему ответил: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему Одному служи».
Всю историю диавол врёт Богу о человеке, когда говорит, что человек — это животное. «Всё, что нужно человеку — это пожрать, порадоваться, получить удовольствие, поспать, получить власть над себе подобными. Это всё, что вам нужно знать о людях, они такие, они не меняются столетиями и тысячелетиями. Какие бы ни приходили философы со своими учениями, сколько бы им про любовь ни рассказывали, сколько бы им фильмов ни показывали, им нужно только это».
Господь Сам становится Человеком и показывает, что каждый из нас может быть таким, как Он. Каждый из нас может опровергнуть эту диавольскую ложь, если за Ним последует. Господь становится Человеком до конца и вере в Бога до конца следует — даже через страх смерти проходит, через Голгофу, и не останавливается, чтобы показать, как велико быть человеком. И смерть побеждает, и воскресает из мёртвых. И говорит нам всем: «Кто хочет быть настоящим человеком — таким, каким задумал его Бог при творении, — тот может последовать за Мной».
Каждый из нас может стать настоящим человеком. Каждый может посрамить диавола и доказать своей жизнью, что нам нужно не только хлеба и зрелищ, но и быть с Богом. Но мы должны понимать, что эта идея — не для большинства, что не все с этим согласятся и не все за этими словами пойдут. Большинство согласится с диаволом, что надо жить так, как удобнее, а это всё — сказки.
Но всегда среди этого большинства будут появляться такие люди, как апостол Андрей, святитель Николай, преподобные Киево-Печерские. Всегда будут добрые люди, которые примером своей жизни покажут, что прав Господь, а не диавол. Всегда будут такие, как Иов, которые будут любить Бога не за что-то, а просто потому, что они именно в этом видят смысл своего бытия, бесконечно это бытие ценят и хотят жить вечно. Каждый из нас имеет возможность таким человеком стать. Куда бы ни падала толпа — или за хлебом, или за зрелищами, или за властью, куда бы ни качал её ветер, всегда среди этой толпы будут Иовы, Андреи и Николаи — те праведники, те ученики Христовы, которые избрали себе идеалом Спасителя и учатся подражать Ему.
Я думаю, что и среди присутствующих сегодня в храме такие люди есть. Дай Бог, чтобы таких людей было как можно больше, чтобы все поняли, что быть христианином — это не просто соблюдать какие-то правила, законы, обряды и обычаи. Это значит избрать своим идеалом Христа и подражать Ему, следовать за этим идеалом всю свою жизнь. Дай Бог, чтобы у нас получилось, как это получилось у апостола Андрея! С праздником всех вас поздравляю!