Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Щурово
Престольный праздник: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).
Настоятельское окормление: протоиерей Владимир Фоменко.
Адрес: 84453 с. Щурово г. Лиман (Красный Лиман), ул. Соборная, 26.
Каждое воскресенье и в дни великих праздников служится молебен в 13:30 и исполняются другие требы (панихида, лития).
Божественная литургия совершается один раз в месяц, кроме ноября. В Великом посту совершается одна Божественная литургия и маслособорование.
Щурово, оно же Адамовка и Шабельск, на Донце принадлежало фамилии помещиков Адамовых и состояло в приходе лиманской Петро-Павловской церкви. Поручик Николай Степанович Адамов, прожив тут лет 30, построил каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который был освящён в 1822 году Преосвященным Виталием. «На сооружение сей церкви с иконостасом, утварью, ризницей, колоколами употреблено строителем до 70000 руб. ассигнациями. О самом же строителе крестьяне говорят, что он был добрый пан. Он умер 1840 г. сентября 21 дня, на 89 году от рождения, и погребен в устроенном им фамильном склепе, за церковью, близ жены своей, умершей 1825 года» (Филарет Гумилевский «Историко-статистическое описание Харьковской епархии»).
Помещица Екатерина Васильевна Шабельская продолжила украшать Щуровский храм. Она приобрела для него утварь, обновила наружность храма и крышу, «сделала в церковь 8 священнических риз с прибором, из коих две бархатные, устроила за клиросами по киоту с живописью, в коих средние иконы под серебряными шатами, купила новый большой потир за 400 руб. ассигнациями, в день своего ангела (24 ноября) прислала серебряную вызлащенную дарохранительницу, заплаченную 150 руб. серебром, обращала особенное внимание на благосостояние церковного причта, и многим много делала добра» (там же).
Первым священником церкви стал Пётр Степурский, помогал ему дьяк Иван Труфанов. В мае 1825 года отец Пётр Степурский, как и жена Николая Степановича Адамова Мария Семёновна, умер от чахотки (туберкулёза). Его место занял отец Фёдор Павлович Кошнаровский. Позже священником в щуровском храме был Иоанн Чудновцов, а помогали ему дьяк Василий Подлуцкий и пономарь Никифор Степурский.
После смерти помещицы Щурово досталось сперва её младшему сыну камер-юнкеру Помпею, а по его смерти (в 1848 году) внуку Николаю Помпеевичу. Его мать Елена Васильевна Шабельская, «усердствуя памяти супруга своего, сделала в церковь парчевую ризу в 100 руб. серебром».
Прихожан в церкви согласно переписи насчитывалось 361 мужчин и 367 женщин, их число постепенно росло, в 1830 году уже было 370 мужчин и 404 женщин. Впрочем, жизнь в Щурово не была благополучной. «В 1830 году была здесь оспа, и из числа сорока двух, умерших в сем году, половина записана умершими от оспы. В 1831 году из числа 66 умерших, 16 умерло от холеры (в июле и августе). В 1836 г. свирепствовала корь, от коей умерло 19 детей» (там же).
Многие бедствия, однако, обходили село стороной. В этом щуряне видели особое заступничество Божие — ведь на многие вёрсты храм был только в Щурово. «В 1847 г. холера — для многих мест весьма губительная, а в Щурово умерло от нее только два лица. В 1848 г. умерло от нее собственно в Щурово 1, да в хуторах 2 взрослых и 3 младенца. Цингой даже и не болел никто. В 1849 г. для многих был голод, а Щуряне большой нужды не имели, и корму для скота было достаточно, даже продавали его, равно и огородные овощи» (там же).
«В 1824 г. около Ильина дня, на западе показалась страшная, необыкновенная туча, то была саранча, но уже сытая. Перелетев через село, пошла она на лес, сопровождающий левый берег Донца, и где садилась — обламывала деревья. Была прежде сего (давно уже) саранча, — была и после того, но такой сильной никогда не было, говорят старики. В 1832 г., памятном для некоторых сел скотским падежем, в Щурово падежа сего вовсе не было.
О голодном 1833 годе щуровские крестьяне вспоминают с некоторым удовольствием, — так им тогда было хорошо. Блаженной памяти помещик их Николай Степанович Адамов, не смотря на то, что хлеб доходил в год до 35 руб. за четверть, весь сбор со своих, весьма доходных мельниц употребил на пропитанине своих крестьян, и когда сего оказалось недостаточно, покупал хлеб в Курской губернии. Вследствие сего щуряне, как они сами говорят, вышли тогда из зимы бодрее и здоровее всех окрестных жителей, а при наемке косарей — за ними гонялись» (там же).
Случались в Щурово и чудеса, случаи проявления милости Божией. «Рассказывают об одном из первых здешних поселенцев, зашедшем сюда из Гадяча (Полтавской губернии). То был Ефим Григорьев Тихоненко, по просторечию Бовкун. До шестидесяти лет он предавался пьянству и пил запоем. Часто он зарекался не пить и решался на это, но чем ближе к старости, тем слабее становилась у него воля, припадки стали необыкновенно часты и продолжительны, разум помрачился; ему мечтались страхования, и он близок был к погибели. Но Бог не хощет смерти грешника.
В один из обычных припадков пьянства Бовкун лежал в хате, и что в душе его происходило — Бог весть; только он, вероятно палимый внутренним обличителем, приподнялся и сказал: „допью же сей год, да и брошу“. „До году еще належишься в земле“ — отвечал ему голос. Он вздрогнул, осмотрев все углы и не заметил ничего, кроме того, что одна икона — святителя Николая — стоит не в обыкновенном положении; это привело его в такой ужас, что он упал на землю, и не зная, что с собой делать, кричал только: „Господи одверни! Господи одверни!“
С тех пор он уже не пил ничего хмельного, совсем переменился. Отдал старшего внука своего Андрея учиться грамоте, а после, к удивлению всех, сам у него выучился на 65 году! Жил ещё после того лет двадцать, дождался правнучек, и любимым его занятием было ежедневное чтение Псалтыри, которую он так любил, что с нею и овец пас, и в пасеке сидел. Все старшие члены его семейства отличались примерной и благочестивой жизнью, неопустительным хождением на все часы богослужения. Все были грамотны и детей своих сами учили грамоте, единственно для того, чтобы правильнее молиться Богу и понимать, что читается в церкви. С благоговением воспоминал о последних годах Ефима и церковный староста Илья Чуприн» (Филарет Гумилевский «Историко-статистическое описание Харьковской епархии»).
С 1851 года здесь служат священник Иоанн Васильевич Твердохлебов и дьяк Яков Петрович Чернявский. Отец Иоанн Твердохлебов дольше всех прослужил в храме — более полувека. Он умер от воспаления лёгких в 73 года.
7 апреля 1873 года «высочайше утверждено» было новое разделение на приходы Харьковской епархии. Всего в это время в епархии было 498 церковных приходов (Харьковский календарь на 1878, стр. 78). Лиманский приход состоял из двух церквей (настоятель — 1, помощник настоятеля — 1, псаломщик — 2): Петропавловской в селе Лиман (главная) и Рождество-Богородичная в селе Щурово (приписная) (Харьковский календарь на 1874, стр. 299).
Во второй половине 1875 года последовало новое разделение Харьковской епархии на 29 благочинных округов (вместо прежних 51). Изюмский уезд был разделён на 3 благочинных округа и 57 церковных приходов. Петропавловская церковь в слободе Лиман и приписанная к ней Рождество-Богородичная в селе Щурово входили во 2-й благочинный округ Изюмского уезда («наст. свящ. И. Твердохлебов, его пом. свящ. Н. Попов» — Харьковский календарь на 1877, стр. 208).
Количество приходов в Харьковской епархии с каждым годом росло, а с 1882 года Изюмский уезд уже насчитывал 4 благочинных округа. Щуровская церковь продолжала относиться ко второму благочинному округу, центр которого находился в Славянске во главе с благочинным протоиереем Ипполитом Гавриловым (Харьковский календарь на 1883, стр. 114).
После смерти священника Иоанна Твердохлебова с мая 1902 года в щуровской церкви правил службу иеромонах Святогорской пустыни Епифаний, затем, в июне, — священник Фёдор Бородаев и священник Николай Яновский, после — священник Василий Иоаннович Фёдоров. В октябре 1902 года в щуровский храм приходит молодой, окончивший в 1896 году курс в Вологодской духовной семинарии, состоящий при Устюжанской Христорождественской церкви Вологодской епархии священник Сергий Шипулин.
В 1914 году его сменяет священник Александр Стаховский. Он здесь пробыл до апреля 1919 года. До октября 1919 года службы правил щуровский псаломщик Пётр Яковлевич Чернявский, затем здесь служил иеромонах Дорофей. В середине апреля 1921 года иеромонаха Дорофея сменяет священник Виктор Гревщирский. До конца года он вместе с Петром Чернявским правит службы и заполняет не слишком разборчивым почерком последнюю щуровскую метрическую книгу.
С приходом советской власти последовали сперва притеснения, а потом и открытые гонения на верующих. С октября 1923 года щуровский псаломщик Пётр Яковлевич Чернявский «как церковный служащий» попал в «список граждан, лишённых права избирать и быть избранными в совет по Лиманскому району Бахмутского округа Донецкой губернии» (ГАДО, Ф. Р-1169, оп. 2, д. 24). С 1929 года коммунисты начали массовое публичное закрытие церквей. Щуровская церковь была закрыта в январе 1930 года.
«РВК — Фінчастина
На ваше листування від 31.07.ц. р. (1930 р.) про стягнення податку з будівель в сумі 263 карбованців 20 к. з Щуровськой церковной ради, Щуровська с. р. повідомляє, що культ. установа не існує уже 6 мес., а также не існує і церковна рада» (Клименко Людмила Владимировна «Моє дороге коріння. Від історії краю до історії роду»).
Примерно в 1935 году церковный колокол был скинут активистами: Петром Дмитриевичем Сущенко и братьями Николаем и Гаврилой Тарасенко под руководством щуровского школьного учителя истории и русского языка Павла Ивановича Сандульского. В 1937 году были срезаны кресты с куполов. Трудно сказать, куда потом они исчезли, но точно известно, что позже в колхозном дворе возле сторожки на акации висел какой-то колокол, весом примерно 50 килограмм.
Старинные иконы, купель для крещения и другую церковную утварь забрал к себе староста храма Никифор Васильевич. Во время Великой Отечественной войны в его доме расположилось пулемётное гнездо. Хозяевам было приказано эвакуироваться. Некоторые иконы солдаты — коммунисты — разбили. Бывший староста церкви очень переживал за церковное имущество и решил зарыть его у себя во дворе, под грушей, вместе с картофелем. Его внуки, Виктор Иванович и Андрей Степанович Ляшко, говорят, что этот клад так и остался в земле. Сейчас на этом месте построили базу отдыха «Голубые озёра». Сохранились и некоторые богослужебные книги храма, разобранные прихожанами. Позже их передали в разные храмы Краснолиманского района.
После закрытия храма в нём устроили склад плетёных изделий. В годы Великой Отечественной Войны церковь неоднократно обстреливалась немцами, так как на колокольне располагался наблюдательный пункт.
После освобождения села на заседании исполкома сельского совета от 25 июля 1944 года решался вопрос о выделении кирпича церкви на строительство печек в щуровских домах (ГАДО, Ф. 5, Р-3322, оп. 1, протокол № 10 от 25.06.1944 г.).
«В 1948 году сталинский облсовет депутатов трудящихся принимает „Решение“: к 1 октября 1948 года произвести разборку церкви, так как, согласно акту технической экспертизы БТИ, здание было признано аварийным (старожилы, правда, имеют противоположное мнение)» (газета «Зоря» № 47 от 16.06.2010, статья Тихоненко Ю. В. «Возвращение к истине»).
В это время на меловой горе работали подрывники для добычи мела на содовый комбинат. Власти обратились к ним. Сапёры посмотрели и вынесли свою оценку: взрывать церковь опасно из-за близости жилых домов. Возможно, так и простояла бы она ещё больше ста лет до лучших времён, но появился в селе вышедший из заключения, какой-то приблудный «умелец», претворивший это «Решение» в жизнь осенью 1953 года.
Фамилия бывшего заключённого растворилась во времени, да и не особо хотелось её увековечивать. За разборку церкви власти предложили около 400 рублей. Никто из щурян не захотел брать грех на душу, а вот приезжий вовсе не прочь был подзаработать. Он стал пробивать ниши в стенах храма и ставить деревянные подпорки, а затем просто накидал хворост под эти столбы и поджёг. Церковь сложилась, как карточный домик. Весь свой заработок уголовник пропил, а позже попался на воровстве и вновь вернулся в тюрьму.
Из церковного кирпича многие щуряне соорудили себе всевозможные постройки. Дмитрий Андреевич Чуприна, потомок одного из первых церковных старост, смог выстроить себе целый дом.
В 1972-1973 годах на месте храма построили магазин. Когда его строили, дети находили осколки от старинных бутылок с объёмным орнаментом в виде виноградной лозы, цветов и различных узоров. Тогда сделали вывод, что здесь был церковный винный погреб.
К сожалению, ни одной фотографии прежнего храма не сохранилось. Все очевидцы тех событий в один голос утверждают, что церковь была очень красивая, из красного кирпича и оштукатуренная. Крыша и купола были крыты железом и выкрашены в синий цвет, в то время как сама церковь была белая. Вспоминают, что храм был немного больше современного. Звон колоколов щуровской церкви слышали даже в Лимане.
После избрания председателем микрорайона Сергея Евгеньевича Шавилкова активизировалась работа по продвижению идеи строительства церкви. 28 ноября 2006 года был собран сход, на котором под председательством протоиерея Владимира Фоменко был принят статут и выбран актив. Мероприятие это прошло не без скептицизма. Казалось, что всё опять закончится на бумаге. Но дело пошло.
29 декабря 2006 года была зарегистрирована православная община, а в 2007 году началось строительство храма на месте старинной церкви. Раиса Дмитриевна Тихоненко и председатель микрорайона Сергей Евгеньевич Шавилков оформили документы на землю под строительство церкви площадью 0,1128 га. Они добровольно профинансировали все бумажные вопросы, такие как заявление, проектная документация на выделение земельного участка под строительство храма и его финансирование, открытие счёта, получение печати. Участку был присвоен адрес: переулок Донецкий, 2-а.
Епископ Горловский и Славянский Митрофан 3 февраля 2009 года благословил настоятельское окормление храма Рождества Пресвятой Богородицы села Щурово настоятелю Петро-Павловского храма г. Красный Лиман протоиерею Владимиру Фоменко. С этих пор отец Владимир стал руководить строительством церкви, под которое была выделена значительная сумма.
4 августа 2009 года начали рыть котлован под фундамент церкви. Неожиданно взорам строителей открылась часть какой-то старинной стены из красного кирпича. Это был фундамент старой церкви, причём довольно глубокий. Начало новой церкви оказалось там, где заканчивался фундамент старой, западная стена старой церкви почти совпадала с восточной стороной нового будущего храма.
На месте старой церкви уже был построен магазин «Криница». Он уже много лет не работал, здание пустовало, но владелец не захотел его продавать.
Строительство не проходило гладко — стройматериалы разворовывали. Тем не менее, помощь на стройке храма оказывали многие жители села.
21 сентября 2012 года щуряне, как всегда, на Рождество Пресвятой Богородицы, отмечали день села. Впервые после 70-летнего молчания в Щурово раздался церковный колокольный звон. Церковь ещё не до конца была достроена, но по случаю престольного праздника и дня села в храме был проведён праздничный молебен, который совершили настоятели соседних храмов города Красный Лиман во главе с благочинным отцом Владимиром. Людей, по щуровским меркам, было много. Щуряне и гости села были приглашены на трапезу.
К концу 2012 года строительство щуровского храма было завершено, в середине января 2013 года шли работы по завершению росписи. Расписывали церковь в феврале 2013 года
Гончаренко Александр Владимирович (1986 г. р.) — г. Херсон;
Загиней Александр Яковлевич (1959 г. р.) — г. Ровно;
Загиней Александр Александрович (1988 г. р.) — г. Ровно;
Авдеенко Егор (1988 г. р.) — г. Сумы;
Колищак Василий (1991 г. р.) — г. Николаев.
Освящение церкви произошло 24 февраля 2013 года
(По материалам книги Тихоненко Ю.В., Фотина Н.Ю. «История села Щурово»).
В открывшийся храм приходило много людей. Щурово — курортный посёлок, куда летом и зимой приезжают отдыхающие. Однако сегодня туризм упал, жители перебираются поближе к городу, и щуровский храм опустел. Литургия теперь в нём совершается раз в месяц. Малочисленные жители надеются на возрождение села и своего прихода.