29 августа 2019 г.
Горловский храм Спаса Нерукотворного Образа отметил престольный праздник
В день прославления Нерукотворного Образа Христа Спасителя митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме в честь этой иконы города Горловки. Ему сослужили епископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии, секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа в Горловке протоиерей Сергий Книгницкий, настоятель храма архимандрит Тихон (Кондрашов) и духовенство города.
За богослужением пел юношеский хор Богоявленского кафедрального собора.
За литургией молилась настоятельница Сергиевского монастыря игумения Феодосия (Мельникова).
По запричастном стихе с проповедью к молящимся обратился настоятель Иверского храма Горловки архимандрит Паисий (Шинкарёв). Он напомнил, что каждый из нас — носитель образа Божия:
«Бог любит каждый Свой образ — каждого человека. Представьте себе антиквара, который нашёл чёрную досочку. Зная, что на ней написана картина, он будет с большим вниманием и осторожностью очищать её, чтобы увидеть наконец изображённое. Так же и Бог готов каждого из нас очистить, найти в пыли наших грехов, пороков, беззакония. Как опытный реставратор, постепенно, убирая слой за слоем, сделать, чтобы в нас отобразился образ Божий».
По окончании литургии был совершён крестный ход, который возглавил епископ Спиридон. Митрополит Митрофан обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором поздравил настоятеля архимандрита Тихона (Кондрашова) и общину с престольным днём и рассказал, как стать образом Божиим:
«Расстояние между тем, какими мы должны быть, какими мы выглядим в глазах людей и какие мы на самом деле, иногда бывает очень большим. Чем меньше это расстояние, тем более цельной, счастливой и спокойной будет наша жизнь, и тем ярче образ Божий в жизни каждого из нас будет отражаться».
После богослужения всех ожидала праздничная трапеза.
Фото протодиакона Михаила Ильчука
Согласно церковному преданию, самая первая икона Господа Иисуса Христа была не написана, а явлена Самим Спасителем чудесным образом. В дни проповеди Христа в Него уверовал сирийский князь Авгар, правитель города Эдесса, который был болен проказой.
Авгар попросил художника Ананию написать для него образ Христа во время Его проповеди. Но у живописца ничего не выходило — лик Господа изменялся и сиял неизреченной славой, которая мешала уловить черты. Господь подозвал живописца, приложил к Своему лицу ткань, на которой отобразился Его лик, и передал эту ткань Анании, пообещав прислать к Авгару Своего ученика, чтобы исцелить его.
После того, как князь поцеловал образ, он почти полностью исцелился от проказы. Ученик Христа, апостол от 70-ти Фаддей, пришёл в Эдессу и крестил князя. После этого проказа навсегда покинула Авгара.
После проповеди апостола многие в Эдессе уверовали в Христа. Город стал христианским, а чудесный нерукотворный образ князь приказал поместить над воротами города.
Прошло много лет, и правнук князя Авгара вернулся к язычеству. Чтобы не допустить поругания нерукотворного образа, христиане Эдессы заложили камнем нишу, в которой он находился. Со временем память о том, где находилось это место, была утрачена.
В 544 году, в дни правления христианского императора Византии Иустина, Эдессу осадили войска персидского царя Хозроя. В этот трудный для города момент епископу явилась светлая жена, которая открыла ему, где находится нерукотворный образ. После того, как епископ поднял изображение лика Спасителя над городской стеной, персидское войско отступило.
В Эдессе святыня пробыла до 944 года, когда город захватили сарацины. Византийский император Роман осадил город и в обмен на мир с сарацинами получил нерукотворный образ. Император спас образ от поругания и 28 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, перенёс его в Константинополь. В память об этом событии в следующий после Успения день — 29 августа — установлено празднование в честь Нерукотворного Образа.
Образ пробыл в Константинополе до 1204 года, когда был увезён вторгшимися в город крестоносцами. Дальнейшая судьба его неизвестна.
На Западе распространено другое предание о нерукотворном образе: сердобольная женщина Вероника отёрла лик Христа своим платком, когда Он нёс Крест на Голгофу, и на платке запечатлелся образ Спасителя. Однако это сказание возникло позднее, чем предание об исцелённом князе Авгаре.