Главная святыня — человеческое сердце
19 января, в праздник Богоявления, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил ночную Божественную литургию в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. По окончании богослужения владыка поздравил всех с праздником Крещения Господня и обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Поздравляю всех вас с праздником Богоявления!
Сегодняшний день для нашего собора, который именуется Богоявленским — особый, потому что в этот день мы будем праздновать престольный праздник, именно в честь этого дня будет освящён главный престол нашего храма, в котором мы с вами будем молиться уже очень скоро.
В сегодняшний день на наших глазах совершается великое чудо: обычная вода становится святыней, веществом, которое внешне хотя и остаётся таким же, как и любая другая вода, но по своей сути, по той благодати, которая даруется ей через молитву, через действие Духа Святаго, она получает освящение. Эта вода показывает нам, каким было творение до того, как грех вошёл в мир, и каким оно будет после того, как Господь второй раз придёт и очистит и человека, и мир от нашего греха. Мы можем к этой святыне прикасаться уже сейчас, сегодня, через это благословение самим получать освящение, близость к Богу. Богу было так угодно, чтобы мы каждый год в воспоминание Его пришествия на Иордан собирались все вместе и освящали воду.
Но разве Бог приходил для того, чтобы освятилась вода? Разве это было целью Его пришествия? Разве для этого Он оставил Небо и сошёл на землю? Разве для этого Он облёкся в человеческую природу, чтобы лишь вода получила Его благодеяние, соделавшись святой? «Будьте святы, как Я свят» (ср. Лев. 11:45), — говорил Господь Своим ученикам. — «Будьте святы, как свят Отец ваш Небесный» (ср. Мф. 5:48).
Что значит быть святым? Как нужно понимать эти слова? Быть святым — это значит быть причастным Богу. Вода становится святой после того, как благодать Духа Святаго коснётся её. А разве не к тому же самому призван каждый из нас — чтобы наше сердце стало той водой, на которую сойдёт Господь?
Когда мы приносим в храм воду, откуда мы её берём? Из самого чистого места. Мы понимаем, что грязную воду нести освящать нельзя. Грязная вода не будет освящаться, потому что она будет недостойна благодати Божией. Но разве можно с грязным сердцем просить Бога о том, чтобы Он освятил нашу жизнь? Разве можно без труда, который необходим для того, чтобы очистить сердце от греха, призывать благодать Духа Святаго и говорить: «Прииди и вселися в ны»? Мы должны трудиться над тем, чтобы сердце наше было чистым.
Когда мы идём в гости, мы не надеваем грязную одежду. Почему? Потому что знаем: гостям будет неприятно. И когда к себе в дом приглашаем кого-то, мы убираем снег и метём порог, стелем чистую скатерть, даём гостям чистую посуду.
Когда мы приглашаем Бога, чтобы Он вошёл в нашу жизнь, мы должны понимать, что Бог хочет этого ещё больше, чем мы. «Се, стою у двери, и стучу» (Откр. 3:20) — это Его слова, которые мы читаем в Священном Писании. Но не всегда дверь открывается, и не всегда Господь, войдя в эту дверь, увидит там чистоту и порядок. И поэтому сегодняшний праздник не случайно связан с именем Иоанна Предтечи, проповедника покаяния, который свидетельствует о том, что для встречи с Богом не нужно переплывать через реку или перелазить через гору, делать ещё что-то неподъёмное, а нужно иметь чистое сердце: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2).
Каждый из нас может стать этим чистым сосудом, в который войдёт благодать Духа Святаго. Каждый из нас может стать счастливым оттого, что Бог с ним. Нужно просто этого захотеть. Если мы чего-то хотим очень сильно, каждый знает это на своём опыте, мы очень много трудимся, чтобы добиться результата. Что бы это ни было — то ли образование, то ли строительство, то ли бизнес, то ли ещё какие-то честолюбивые планы — неважно, что, — человек тратит силы для того, чтобы чего-то добиться.
Неужели мы думаем, что спасение души — это что-то неважное, и силы на это тратить не нужно? Дай Бог, чтобы мы так не заблуждались никогда, а каждый день находили время для самого главного — для молитвы, для беседы с Богом, для того, чтобы посмотреть на свою душу, чтобы не поддаться тем соблазнам, которые ежедневно встречаются в нашей жизни, чтобы жить праведно и свято.
И пусть эта великая святыня, к которой мы все прикасаемся сегодня, которая всем нам дана как дар — для нашего освящения, для благословения всем нам, для нашей пользы духовной и телесной, — всегда напоминает нам о том, что самая главная святыня, то, ради чего пришёл Господь — это человеческое сердце, это каждый из нас. И дай Бог, чтобы мы эту святыню хранили, берегли и приуготовляли для самой главной встречи — встречи с Богом. Пусть всем нам в этом поможет Премилосердный Господь.