Официальный сайт

17 марта 2019 г.

Епископ Спиридон совершил литургию в Покровском храме Доброполья

Чин торжества ПравославияВ первую Неделю Великого поста, Торжества Православия, епископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии, совершил Божественную литургию в Покровском храме Доброполья. Ему сослужили благочинные Троицкого округа Краматорска протоиерей Иоанн Устименко, Дружковского округа протоиерей Николай Мельничук, Николаевского округа Константиновки протоиерей Андрей Чичеринда, Александровского округа протоиерей Роман Чепель, Добропольского округа протоиерей Леонид Доценко, а также духовенство епархии.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Леонид Доценко. Он напомнил, почему мы почитаем иконы:

«Мы сегодня смотрим на крест, который стоит посредине храма. Этим крестом Господь показывает, как Он всех нас любит. Смысл иконы заключается в том, что мы почитаем не доски и не краски, а тот образ, который написан».

По окончании литургии епископ Спиридон совершил чин Торжества Православия.

Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором призвал не игнорировать нашу совесть:

«Во время поста нам не следует затыкать уши перед нашей совестью, но слышать слова, которые она постоянно твердит: если мы грешим — чтобы мы отвращались от греха, потому что он отдаляет нас от Бога. Покаяние, наоборот, приближает нас к Нему».

Неделя Торжества ПравославияНеделя Торжества Православия была установлена в память о победе над ересью иконоборчества. После Константинопольского Собора, осудившего иконоборцев и восстановившего почитание икон в 843 году, византийская царица Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. С тех пор праздник отмечается именно в этот день.

Почему решение церковного Собора празднуется как победа? Изображения Христа, Божией Матери и святых христиане оставляли на фресках катакомб, где молились, начиная со II века. К IV веку, когда Церковь перестала быть гонимой, иконописание достигло высот художественного мастерства. Не было ни одного храма, не украшенного фресками и иконами, святые изображения христиане хранили и в своих домах и не мыслили молитвенной жизни без них.

К началу VI века в Византийской империи под влиянием ислама, всё больше распространявшегося в её пределах, возникло еретическое учение, которое отрицало вочеловечение Христа, а следовательно, и Его искупительный подвиг. Ересь, получившая название монофизитства, отвергала и почитание святых изображений, поскольку еретики не верили в то, что Бог действительно стал одним из нас.

Иконоборцы ошибочно толковали и вторую из десяти заповедей Божиих — «Не сотвори себе кумира…», говоря, что она запрещает любые изображения Самого Бога, а не поклонение тварному миру вместо Бога, как сказано в ней. К кумирам еретики относили и иконы святых, думая, что христиане поклоняются им как идолам, а не просто воздают подобающую им честь.

Святая царица Феодора

Святая царица Феодора

В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. К иконоборцам присоединились многие иерархи христианской Церкви. Более столетия святые изображения уничтожались во всей империи. Иконоборцы врывались в дома православных христиан и отнимали образа, кощунствовали над ними. Появились тысячи мучеников за веру — тех, у кого находили иконы, убивали, ослепляли, предавали пыткам.

В 787 году в Никее собрался VII Вселенский Собор православных епископов, который осудил иконоборчество как отдельную ересь. Он смог остановить иконоборцев, но ненадолго. С воцарением императора Льва V Армянина (813–820 годы) иконоборчество вновь усилилось. Окончательно изгнать еретиков из империи смогла только царица Феодора, при содействии которой прошёл Константинопольский Собор в 843 году.

В Константинополь были торжественно перенесены святые мощи исповедников православия Феодора Студита и патриарха Никифора, пострадавших за свою веру от иконоборцев и умерших в изгнании. В знак победы иконопочитания изображение Христа появляется на монетах и печатях. Мучители христиан по императорскому указу были казнены.

Постановление VII Вселенского Собора: «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» — вошло в стихиру Недели Торжества Православия. Канон праздника написал преподобный Феофан Начертанный, исповедник, который сам пострадал от иконоборцев вместе со своим братом Феодором.

В особом чине, совершаемом в этот день после литургии святителя Василия Великого, звучат слова благодарности Богу, молитвы о сохранении Церкви, покаянии тех, кто пока находится вне Её спасительного ковчега, и звучит Символ веры — исповедание истинного православного учения.

Фото Владислава Денисова

Цитата дня

«

Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100