Официальный сайт

Смотреть туда, где Дом

13 июня, в праздник Вознесения Господня, Преосвященнейший епископ Митрофан совершил Божественную литургию в Вознесенском храме Горловки. Владыка обратился к присутствующим проповедью.

<…>На Елеонской горе царицей Еленой построен удивительный храм, который не имеет купола и свода над собой. И это не ошибка архитекторов или несвоевременное прекращение строительства, а так было задумано. Царица Елена хотела, чтобы куполом этого храма стало само небо, куда с этого места вознёсся Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. Там есть и камень, на котором остался след, отпечаток человеческой стопы, который христиане почитают как великую святыню. И каждый день на вершину Елеонской горы приходит множество паломников, православных людей со всего мира, для того, чтобы поклониться месту, на котором совершилось это событие, празднуемое сегодня всей полнотой Православной Церкви.

Мы сегодня собрались в этом старом православном храме, который был построен нашими прадедами, как на Елеонскую гору, для того чтобы торжественно отпраздновать Вознесение Господне.

В течение сорока дней мы наслаждались пасхальной радостью и приветствовали друг друга пасхальным приветствием «Христос воскресе!» Эти пасхальные торжества завершаются праздником Вознесения.

Так было и тогда, когда Господь воскрес из мертвых. Он в течение сорока дней являлся ученикам, апостолам из числа двенадцати и из числа семидесяти, и многим из других уверовавших братьев, и уверял их в истинности Своего Воскресения, как повествует книга Деяний апостольских.

Апостолы вместе с Ним ловили рыбу и ели хлеб после Его Воскресения, продолжали слышать от Него наставления. Но они ещё пребывали в недоумении: а что же дальше? Господь воскрес и находится уже в новом, преображённом Теле, потому что приходит к ним затворёнными дверями, потому что исчезает и появляется неожиданно в разных местах, и в ответ на мысль: «А не призрак ли это?» Он говорит: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24, 39).
И Фоме предлагает: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27). Ученики видят всё это, они радуются, но они не знают, что же будет дальше. И сами спрашивают: «Не теперь ли, Господи, Ты восстанавливаешь Царство Израилю, после Своей великой победы над смертью и Своего преславного Воскресения из мертвых?»

Господь в этот сороковой день берёт их на гору Елеонскую, куда Он любил восходить и молиться вместе со Своими учениками. И во время молитвы, благословив их, вознёсся перед ними видимым образом на Небо, избирая такой способ завершения Своего земного служения, показывая ученикам Свою небесную славу.

Господь по-разному мог бы завершить это служение. Он мог бы просто исчезнуть, как неоднократно исчезал после Своего общения с учениками. Но Он возносится на Небо во славе, окружённый святыми ангелами, которые говорят ученикам после того, как облако скрыло Спасителя: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). И вдруг осознав, что Господь не только для этой земной жизни приходил сюда, но для того, чтобы подарить жизнь Небесную, ученики возвращаются в Иерусалим.

Возвращаются не с печалью, не с разочарованием, а с радостью великой. Они теперь начинают понимать смысл слов, которые были сказаны им их Учителем и Спасителем: «В доме Отца Моего обителей много. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2-3). «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). Дом Отца находится там, куда Он вознёсся во славе со святыми ангелами на горе Елеонской. Ученики знают теперь, где их дом, они знают, где они будут со своим Учителем, они знают, куда Он их призывает.

Апостол призывает нас почаще обращать наши очи туда, где Дом Отца Небесного. «Горе имеем сердца», «Наше жительство — со Христом» — так будет неоднократно обращаться к своим ученикам апостол Павел.

Мы с вами в сегодняшний день свои сердца тоже обращаем горе и вспоминаем то, о чём говорит нам Слово Божие. Ученики с радостью великой вернулись в Иерусалим. Они в своих сердцах хранили слова, которые были сказаны им ангелами: точно так, как взошёл Господь на Небо, Он вернётся. И отныне они пребывали в ожидании Его возвращения, в ожидании встречи с Ним.

Наша с вами жизнь тоже должна быть ожиданием встречи со Христом. Мы ждём, когда наступит утро или вечер, ждём встречи с родными и близкими, ждём времени, когда мы можем отдохнуть после тяжёлого труда. Но есть ли в нашей жизни такое же ожидание встречи со Спасителем, встречи с Сыном Божиим? А ведь именно этим ожиданием жили апостолы и первохристианская община. У первых христиан было такое ощущение, что Господь вернётся со дня на день. Вот осталось совсем чуть-чуть. Может быть, сегодня, а может быть, завтра Он вновь придёт.

Уже прошло две тысячи лет. Время продолжается, и неизвестно, сколько будет продолжаться дальше. Но мы пребываем в ожидании и знаем, что в любой момент и в любой день Господь точно так же, как вознёсся на Небо, может вернуться обратно. Об этом дне и часе не знает никто, только Отец Небесный. Но мы знаем, что так будет, верим, что это неизбежно случится. Многие поколения христиан завершили свой земной путь, так и не дождавшись и не увидев того, что Господь вернулся во славе обратно, точно так же, как Он вознёсся на Небо. Но это не значит, что встречи со Христом не произошло.

Каждый из нас, оставляя эту земную жизнь, встречается со Христом. И если из мертвых воскреснут все, и добрые, и злые, и все придут на Суд Божий для того, чтобы услышать суд о своих делах, словах и о всей своей жизни, как говорит нам Слово Божие, то вознесутся вместе со Христом только праведники. Вознесутся только те, которые выдержат этот суд, дела которых будут добрыми, а не злыми, дела которых смогут войти в вечность.

В вечность не сможет войти ничто злое, нечистое и скверное. В вечность войдёт только то доброе, что мы сделали здесь, на земле. И чем больше мы сделаем этого добра, тем больше надежда на то, что мы не только воскреснем, но и войдём в вечность, вознесёмся вместе со Христом и сядем одесную Отца. Потому что Господь не только Сам воссел одесную Отца, но и нас обещал посадить вместе с Собою.

В этом сила сегодняшнего праздника, сила обещаний сегодняшнего дня и великая надежда, что всё добро, сделанное нами, даже если его не заметили люди, даже если никто не поблагодарил нас, идёт вместе с нами в вечность. А нам нужно принести Богу искреннее раскаяние, для того, чтобы в чистоте и правде войти в жизнь вечную.

Святитель Григорий Богослов, удивляясь сегодняшнему торжеству и восклицая словами радости о том, что произошло ныне, сказал так: «Господь взошёл на Небеса. Взойди и ты». Мы с вами никогда не должны забывать, что Небеса — это наше Отечество, куда Господь призывает нас последовать за Собой. Живя здесь, на земле, и будучи благодарными Богу за всё, что есть у нас, всё, что Господь нам даёт, будем помнить о том, что у нас есть и Небесное Отечество, где Господь пребывает одесную Отца и куда призывает Он всех нас прийти и стать наследниками Его Царства и жизни вечной.

Цитата дня

«

Начало радости — быть довольным своим положением.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100