Официальный сайт

Не угасить огонь в своём сердце

12 июля, в день празднования памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Божественную литургию в Петро-Павловском соборе г. Красный Лиман совершили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, епископ Горловский и Славянский Митрофан и схиепископ Алипий. За богослужением Преосвященнейший епископ Митрофан обратился к собравшимся с проповедью:

Богу так было угодно устроить, что у нас нет дня памяти святого Петра или святого Павла, но мы празднуем память святых апостолов Петра и Павла вместе. И, хотя это так, мы видим, что жизнь и подвиг этих двух апостолов, с одной стороны, были похожими, но, с другой стороны, отличались друг от друга. Они были разными людьми.

Апостол Пётр призван был к своему апостольскому служению на берегу Галилейского озера, где он жил обычной человеческой жизнью, имея семью, детей, занимаясь ловлей рыбы и добывая пропитание для себя и своих детей. И «от рыбарских мреж», от сетей он был призван к апостольскому служению — последовать за Спасителем и стать Его учеником. О Христе ему рассказал его родной брат, который был вначале учеником Иоанна Крестителя, а потом стал учеником Спасителя, — апостол Андрей, именуемый Первозванным.

Апостол Пётр, следуя за Христом, показывал горячность своего сердца. Он был человек, который не мог оставаться равнодушным и не мог молчать, который живо откликался на всё, что происходило вокруг, и всегда проявлял свои эмоции. На горе Фавор он сказал: «Хорошо нам здесь быть. Если хочешь, сделаем здесь три кущи» (Мф. 17:4). Когда Господь спрашивал: «За кого почитают Меня люди?» (Мк. 8:27), и ученики молчали, он сказал: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Ин. 6:69).

Когда Господь говорил о Своих Крестных страданиях, Пётр отвечал: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22), и его слова становились соблазном для Спасителя. Во время Тайной вечери, когда Господь умывал ноги всем ученикам, Пётр говорил: «Не умоешь ног моих вовек» (Ин. 13:8). И Господь ему отвечал: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною».

В Гефсиманском саду он схватился за меч и отрезал ухо одному из нападавших, рабу первосвященника. И Господь сказал ему: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26:52-54). Апостол Пётр, услышав, что о нём говорят как об ученике Христове, на суде у первосвященника испугался, что его постигнет та же участь, и убежал, но когда увидел Спасителя, заплакал горько, осознав, что стал предателем своего любимого Учителя.

И когда после Воскресения Господь являлся ученикам, он первый побежал к гробу увидеть — правда ли то, что говорят мироносицы, и что Его нет там. А после, когда ловил рыбу и узнал, что пришёл Спаситель, он бросился из лодки в море. Будучи уже совсем другим человеком после сошествия Святаго Духа на апостолов, он мужественно и безбоязненно впервые проповедовал о воскресшем Христе большому количеству людей, как повествует нам книга Деяний апостольских.

Апостол Пётр был человеком очень горячим. Всё, что происходило вокруг него, находило в его сердце живой отклик. И именно такого человека Господь избрал для того, чтобы он стал проповедником Евангельского Слова во всех концах вселенной.

Апостол Павел был совсем другим. Он получил прекрасное образование, был учёным. Кроме того, что он был очень талантлив, ему посчастливилось учиться у Гамалиила — одного из лучших учителей того времени. Он усвоил все законы и правила, по которым должен был жить благочестивый фарисей и законоучитель того времени, и старался ни в чём от этих правил не отступать.

Будучи в числе фарисеев, он находился и среди тех, кто побивал камнями архидиакона Стефана, и воспринимал учение Христа как некую угрозу народному благочестию и жизни народа Израилева. Он заблуждался, но заблуждался искренне и от души. Он даже испросил повеление у синедриона, чтобы идти разыскивать христиан и предавать их суду и мучениям.

И когда он шёл с этим нечестивым повелением, на пути ему явился Спаситель и сказал ему: «Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9:4-5). И он ослеп. Господь попустил ему это, показывая ему его духовную слепоту и заблуждение. И после молитвы, после раскаяния и принятия Святого Крещения он прозрел, но не только телесно, но и духовно.

С той же самой ревностью, с которой он гнал христиан, апостол Павел стал проповедовать Слово Божие. Так, что даже иудеи захотели его убить, потому что его проповедь была успешной, и они не могли терпеть, чтобы тот, который раньше был гонителем, теперь успешно приводил людей ко Христу и к этому новому учению.

Апостол Павел проповедовал Христа не только среди иудеев. Он направил свои стопы и к язычникам. И мы знаем, что больше него никто не потрудился в проповеди Слова Божия. Он пережил множество искушений и страданий на этом пути и от язычников, и от соплеменников-иудеев, которых он называл лжебратьями, от разных обстоятельств, с которыми ему пришлось столкнуться, испытаний, которые ему посылал Господь на его жизненном пути.

И апостол Пётр, и апостол Павел свою жизнь закончили мученически. Они засвидетельствовали свою верность Христу мученической смертью, добровольно отдав за Христа свою жизнь. Они стали примером для последователей, для тех учеников, которых они приводили к Богу, как нужно любить Христа и как можно не бояться смерти.

Церковь сохранила для нас не только их послания — два соборных посланий апостола Петра и четырнадцать посланий апостола Павла, которые вошли в Священное Писание Нового Завета и составляют его большую часть. Но и их пример Церковь приводит нам, и память этих двух апостолов празднует вместе, чтобы мы помнили о том, что необходимо человеку, чтобы прийти к Богу.

Каждому из нас в какой-то определённый момент жизни пришлось встретиться со Христом. Мы услышали Слово Божие или увидели верующего человека, услышали голос совести, который призывает нас к раскаянию, или какие-то жизненные обстоятельства привели нас в храм Божий. В наших сердцах зажёгся огонёк благодати Божией, которая призывала нас, подобно тому, как Господь призывал апостолов Петра и Павла, разных людей, следовать за Ним.

И по-разному каждый из нас ответил на этот призыв Божий. Кто-то пришёл в храм, кто-то принёс раскаяние в своих грехах. Кто-то начал менять и исправлять свою жизнь, по-другому смотреть на всё, что с ним происходит. Этот огонёк в наших сердцах есть. Иначе бы мы сегодня не пришли в храм Божий и не молились бы на Божественной литургии, не шли бы на исповедь, не стремились бы причаститься Святых Христовых Тайн.

Но мы должны помнить: то, что мы получили от Бога этот огонь, этот призыв «иди за Мной» — не наша заслуга. Мы не знаем, почему одного человека Господь зовёт, а другого нет. На берегу Галилейского озера были тысячи рыбаков. Но почему-то Господь позвал Петра. Наверное, потому, что увидел в его сердце, что тот может на этот призыв ответить. У Гамалиила учился не только Павел. Но Павел стал избранным сосудом благодати Божией. И много было гонителей, которые гнали Христа. Но почему-то Павлу Господь явился на пути и сказал: «Ты не прав, ты ошибаешься». Потому что Он видел, что Павел сможет и оценить, и понять то, что с ним произошло, и исправить свою жизнь.

Раз каждый из нас сегодня в храме, значит, Господь увидел, что мы можем каким-то образом ответить на Его призыв, что мы можем что-то поменять в своей жизни, что наша жизнь может измениться, стать другой, стать лучше. Иначе почему мы здесь?

А раз Господь это в нас увидел, значит, и мы должны понять, что Господь нас призывает, чтобы наша жизнь стала доброй, христианской. Чтобы тот огонёк веры, который Бог каждому из нас послал, мы в себе возгрели и превратили его в пламя своими молитвами и добрыми делами, чтобы мы его не угашали. Апостол нам так и заповедует: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5:19). Мы можем или распалить этот огонь, или его угасить. Это зависит от нас.

А как мы его можем распалить? Слышанием Слова Божия, поучениями и добрыми примерами тех людей, которые живут по-христиански, наставлениями святых отцов, учителей Церкви. Обязательно — добрыми делами, потому что вера без дел мертва. Мы не можем говорить, что мы верим, если мы никаких добрых дел при этом не совершаем, если не творим дел любви и милосердия и не поступаем по нашей вере. Если мы не участвуем в церковных таинствах и не стремимся соединиться со Христом и причаститься той благодати, которую через таинства Церковь преподаёт нам, значит, этот огонь в нас гаснет, значит, он потух, и его уже нет. А потушить мы его можем гордыней, злобой, лицемерием, нераскаянными грехами, неисправлением своей жизни.

В сегодняшний день мы обращаемся к святым первоверховным апостолам, учителям Церкви, и удивляемся тому, что, получив от Бога этот огонь, они не только его не потушили, но и сумели так его разогреть в себе, что от этого огня зажглись тысячи других сердец. Ведь люди не только слушали их слова, но и видели их жизнь, и верили не их словам, а им как людям. Они видели, что это настоящие люди, у которых слова с делом не расходятся, которые цельны, нелицемерны, и что говорят, то и делают.

Мы должны просить Бога, чтобы и в нашей жизни было всё точно так же, и молиться святым апостолам, чтобы этот огонь, который каждому из нас послал Господь в его сердце, призывая нас следовать за Ним, быть верующими христианами, не погас, но светил и разгорался всё ярче. Пусть молитвы святых апостолов укрепляют нас в этом. Пусть их добрый пример и их слово вдохновляют нас на этом пути. А мы будем всегда молиться им: «Святые первоверховные апостолы Петре и Павле, молите Бога о нас!»

Цитата дня

«

Великая бывает польза от учения книжного, книги наставляют и учат нас пути к покаянию.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100