Официальный сайт

Протоиерей Игорь Зырин

Что такое благочестие?

БлагочестиеМы часто употребляем слово «благочестие», но осознаём ли, что оно значит? Кто такой благочестивый человек? Должно ли благочестие проявляться в одежде, речи, поведении? Расспросили протоиерея Игоря Зырина, настоятеля храма Рождества Богородицы п. Новоэкономическое.

 

От избытка сердца

Благочестие бывает видимым и внутренним. Первое имеет тесную связь с понятием доброго делания. Апостол Иаков пишет, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:26), подразумевая под «делами» благочестивые поступки. Внутреннее благочестие предполагает обуздание себя, когда человек не позволяет страстям обладать его душой и сердцем.

Христос говорил: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Задача христианина — подражать Спасителю, и очевидно, что это невозможно без благочестивой жизни, то есть жизни, основанной на следовании заповедям.

Мне нравятся слова преподобного Серафима Саровского о том, что смысл жизни заключается в стяжании благодати Святого Духа. Потому благочестие — это не то, что делают для выгоды. Добро не делают с целью, что Господь за него воздаст. Благочестие не может быть основано на потребительском подходе. Неслучайно Спаситель говорит, что «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Чем сердце наполнено — то из него и исходит. Благочестие — это проявление духовного состояния человека. Если он достигает благодати Духа Святого или, по крайней мере, стремится к ней, это проявляется в делании добрых дел.

С другой стороны, благочестивая жизнь нужна для того, чтобы не потерять ту благодать, которую Бог даёт человеку. Почему нельзя грешить? Потому, что грех — это противоположность добродетели, и грешник вредит не только другим людям, но прежде всего своей душе. Он теряет спокойствие, духовное равновесие и в итоге — Самого Бога.

Благочестие проявляется в добродетелях. Мы не можем воздать Богу за то, что Он для нас сделал, но добрые дела и благочестивая жизнь — это наша попытка хоть немного отблагодарить Его за спасительную Жертву.

 

Проявляется ли благочестие внешне?

Спаситель говорил по поводу одного из проявлений благочестия — поста: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. <…> А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18). В иудейском обществе была такая традиция — пафосно демонстрировать своё благочестие. Человек, читавший Евангелие, понимает, что оно проявляется в другом. Спаситель учит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Если человек благочестив, он не сделает подлости, не ответит злом на зло, не будет унылым. Он не станет изображать благочестие внешне: ходить без улыбки, строго, с опущенными глазами. Христианин, живущий в миру, должен быть радостным и нести радость другим людям. Существует странное заблуждение, что благочестивый человек не должен проявлять эмоций — конечно, это не так. Он может радоваться и грустить, смеяться и плакать — но не может быть подлым водителем маршрутки, крикливым поваром, грубым кассиром. Он будет нести добро, позитив, искренность. Не позволит себе над кем-то посмеяться, кого-то унизить или осудить, не будет поддерживать недостойные разговоры, не станет напиваться. Он не может причинить кому-то вред или создать неловкую ситуацию. Быть благочестивым — это значит жить так, чтобы люди задумывались: откуда в нём этот свет? Наша задача — вести себя по-христиански, а не по-христиански выглядеть.

Помню, как приехал причащать одного человека в больницу. Вокруг лежали другие пациенты, и я спросил его жену, подготовился ли муж к таинству. «Как он может подготовиться, если вокруг одни бесы?» — задала встречный вопрос она, имея в виду, что окружающие их люди не были воцерковлены. Представляете, это христианка так говорила о ближних! Конечно, это не имеет никакого отношения к благочестию, та женщина проявила нечто совершенно противоположное.

Некоторые считают, что благочестие должно проявляться во внешнем виде: закрытой одежде, бороде у мужчин, длинной косе у женщин и тому подобном. Знаю, что есть любители ходить в рваном или даже грязном. Я не считаю такой подход верным. Думаю, что образцом подражания для христиан всегда были Спаситель, Богородица, святые. Если посмотреть на их изображения на иконах, то мы никогда не увидим неопрятности. Более того: на образах подвижников, которые жили в миру, как правило, нет длинных бород и волос. Вообще, длинная борода имеет отношение скорее к традициям, чем к благочестию. Священники носят бороду в воспоминание о том, что её носил Христос и апостолы. От мирян-мужчин никто отращивания бороды не требует, так же как и постоянного ношения платков — от женщин. Что касается одежды, то никакого особого регламента у христиан нет, разве что не стоит позволять себе излишне открытые и соблазнительные вещи, что, конечно, понятно любому воцерковлённому человеку.

 

Проявляется ли благочестие в речи?

Помню, в юности я как-то встретил прихожанок нашего храма и поздоровался: «Добрый вечер!» Пауза, замешательство — и одна ответила: «Со средой!» Многие верующие люди очень любят использовать в речи различные благочестивые выражения, например, «спаси Господи», «со святой средой» и так далее. На мой взгляд, их вполне можно заменить обычными вежливыми фразами. Выражение «спаси Господи» вообще неверно построено, потому что по сути это краткая молитва, обращённая к Богу — «Спаси, Господи!» Благодарность же лучше выражать словами «спаси Господь» или «спаси тебя Господь».

Есть множество вариантов, которые можно использовать в повседневной жизни: «благодарю», «доброго дня», «здравствуйте», «приношу благодарность» и так далее. Почему их игнорируют — непонятно, тем более, даже апостолы использовали их — обратите внимание, когда будете читать Новый Завет.

Традиция поздравлять с днём недели — со средой или пятницей — тоже вызывает вопросы. Когда поздравляют с воскресным днём — понятно, потому что воскресенье — это малая Пасха. А вспоминать обычные дни недели при приветствии не обязательно. То же касается и слов «со святым вечером». Если разобраться, то святой вечер бывает только раз в году — накануне Рождества. Так почему не приветствовать друг друга выражением «добрый вечер»? Я не против, когда упомянутые конструкции используют, но будет замечательно, если благочестивые люди начнут осознавать, что и зачем они говорят.

Ещё вспоминается ситуация, когда я, только начиная свой путь в вере, протянул руку для приветствия прихожанину нашего храма, на что тот ответил: «Мы не должны здороваться за руку». Почему так — не понимаю до сих пор. Не здороваются за руку в храме — ради того, чтобы не отвлекать друг друга от молитвы, а на улице почему бы не подать руку в знак уважения? С давних времён это жест дружелюбия, демонстрирующий, что в руках у человека нет оружия. Это этикет приветствия, не имеющий отношения к благочестию.

Я думаю, что между людьми прежде всего должны быть мир и любовь. Если же наше «благочестие» отталкивает от нас ближних, то это показатель не веры, а фарисейства.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100