Официальный сайт

Протоиерей Сергий Дворянов

Что делать, если не можешь простить ближнего? А если — самого себя?

ПрощениеВ преддверии Прощёного воскресения мы поговорили с протоиереем Сергием Дворяновым, благочинным Бахмутского округа, о способах борьбы с обидой, различии вины и чувства покаяния, епитимье как духовном лекарстве и многом другом.

 

Как простить других?

У православных христиан есть традиция входить в Великий пост с чистым сердцем, примирившись со всеми. Для этого в последнее воскресенье перед Четыредесятницей мы все испрашиваем друг у друга прощения. Для каждого из нас это повод простить всех, на кого держим обиду.

Часто складывается так, что Господь посылает нам не только удобных людей, но и тех, с кем мы не можем найти общий язык, чьи недостатки не можем терпеть. Бывает, мы пересекаемся с теми, кто по каким-то причинам не может терпеть нас, досаждает в чём-то. Как же победить неприязнь к таким людям? Прежде всего, нужно осознать: Господь посылает нам их для того, чтобы мы совершенствовались, становились лучше, чтобы в наших сердцах рождались любовь, снисхождение, терпение.

Нет людей плохих и хороших. Все мы разные, но объединяет нас то, что никто не может жить без любви. Посмотрите вокруг: у каждого человека есть круг тех, кто его любит — даже у тех, к кому у нас предвзятое отношение. Вы просто не входите в этот круг. А ведь такой же круг есть и у вас. Значит, что-то между вами не сложилось, раз вы не смогли подобрать ключики к сердцам неприятных вам людей, что-то не разглядели в них — чего-то, что видят любящие их люди. Такое рассуждение очень помогает относиться к окружающим более мягко, настраивает на размышления и поиск способа примирения.

Способы примирения бывают разные. Это и молитва о человеке, и церковные таинства покаяния и причастия — для того, чтобы избавиться от обиды, преодолеть неприязнь и простить. Удивительную целительную силу дарит настрой, который Церковь предлагает нам накануне Великого поста, когда мы смиряем себя — свои тщеславие, гордость, высокомерие, самодостаточность — и испрашиваем прощения друг у друга. Сделать это можно в храме и дома, по телефону и при личной встрече. Это очень умилительно и трогательно, когда у людей как будто груз с души уходит, они получают взаимное прощение — и на них снисходит Божья благодать.

Господь говорит, что, если хочешь приступить к молитвенному подвигу или принести дар Богу (а святая Четыредесятница — подвиг поста, молитвы, воздержания), то прежде всего нужно примириться с ближними. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24). Господь много говорит о прощении. Мы читаем молитву «Отче наш», в которой просим: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Мы должны прощать, иначе как можно читать эту молитву, если сердце тяготит обида? И как можно ожидать прощения, если сами не прощаем?

Сколько раз прощать? — и на этот вопрос есть ответ в Евангелии. «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21-22). Господь образно говорит, что мы должны прощать бесконечное число раз — так, как и Он прощает нам наши грехи. Не случайно говорят: «Не называй Бога справедливым, но зови Его милостивым», — потому что, будь Господь справедлив, Он давно бы уже погубил нас. Поэтому и мы должны быть милосердны к окружающим.

 

Как простить себя?

Бывает, что люди не могут простить не других, а себя. К сожалению, порой человек не сразу замечает и осознаёт свои ошибки. К слову, это непросто — видеть себя со стороны. В обретении этого навыка нам помогают чтение Евангелия, молитва, изучение опыта святых и церковная жизнь. Думаю, самое большое искусство для христианина — это умение владеть собой, своей душой и чувствами. Мы учимся этому постепенно. Возрастая духовно, начинаем иначе оценивать свои поступки и понимаем, что некоторые из них были крайне неправильны. Мы живём «на чистовик», черновиков нет, как нет и возможности переписать некоторые страницы жизни. Поэтому Господь дал нам удивительное духовное лекарство — покаяние.

Ошибки ошибкам рознь. Некоторые мы можем искупить, как Закхей, решивший воздать с избытком всем, кого обидел. Но есть деяния, которые исправить невозможно. Например, нельзя вернуть к жизни убитого человека. Как с этим жить? Нужно непрестанное покаяние в своём грехе. Да, священники учат не перечислять на исповеди одни и те же прегрешения. Но бывает, что у человека на душе из-за совершённого поступка появляется духовная рана, он мучается, живёт под гнётом содеянного. Очень ярко такая ситуация показана в фильме «Остров», главный герой которого всю жизнь не мог себя простить из-за совершённого преступления. Горячее покаянное чувство привело его к святости. И действительно: видя искреннее раскаяние, Господь помогает. Думаю, это главное средство для примирения с собой.

Человеку, который не может простить себя, полезно найти хорошего духовного наставника, который наложил бы на него определённую епитимью — как духовное лекарство. Это средство порой считают наказанием, однако на самом деле оно приносит большое облегчение. Епитимья — это способ врачевания кающегося. Она назначается индивидуально. Это может быть молитвенное правило, пост, доброе дело или служение Богу.

Если же христианин не может простить себя за, скажем так, не слишком большие грехи (хотя наша Церковь не делит грехи на большие и малые), то здесь ему тоже поможет исповедь. Однако замечу, что скрупулёзность исповеди и постоянное перечисление каких-то мелких бытовых грехов может привести к духовной апатии и даже неверию.

Каждый день те, кто читает вечернее молитвенное правило, каются в повседневных грехах, которые совершили в течение дня. Очень важно, чтобы человек анализировал свою жизнь и каждый прожитый день, размышлял: есть ли что-то, что тревожит совесть? Если этого ежедневного покаяния не хватает для успокоения души, то нужно обратиться к своему духовному наставнику. Надо нести к нему то, что не можешь победить в себе сам. В случае, когда исповедь не приносит облегчения, нужно обратить внимание на её качество.

Постоянное перечисление повседневных грехов на исповеди не приведёт к духовному росту. Мы не станем сразу святыми, даже если вспомним все свои грехи до единого. Человек возрастает духовно постепенно. Наша душа — как земля: сколько ни обрабатывай, всё равно появляются сорняки, и их нужно постоянно выпалывать. Если будем возделывать свою душу добродетелями — тогда нас ждут духовные плоды. Но если оставить этот труд, даже ненадолго, всё снова зарастёт тернием.

Человеку, который не может простить себя, нужно помнить: Бог милостив, Он видит наше ежедневное покаяние. Именно Он прощает и разрешает грехи. Господь нас сотворил, значит, только Он может и починить.

Ещё важно не путать чувство вины с покаянным чувством. Покаянное чувство перед Богом и людьми — это отличительная черта христианина. Первая заповедь блаженства гласит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Это значит: блажен тот, кто искренне считает себя худшим среди всех, осознаёт свои недостатки и недостоинство. Но это не значит, что нужно унывать и винить себя. Осознание своей греховности должно приводить к желанию покаяться в грехах, а покаяние — это радостотворное чувство. И священник всегда радуется, когда видит искренне кающегося христианина, который не оправдывается, не ищет виновных.

Настоящее покаяние — это когда человек понимает: да, из-за моего неправильного поведения совершается грех, но я не хочу, чтобы так было впредь. После такой исповеди к человеку приходит радость. Он перевернул греховную страничку своей жизни и живёт дальше. Молится Богу и радуется, получив от Него милость.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100