Смерть не имеет власти над любовью
В поминальную субботу второй седмицы Великого поста Божественную литургию в храме Архистратига Михаила в Макеевке совершили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан и архиепископ Макеевский Варнава в сослужении духовенства Донецкой епархии. На запричастном стихе архиепископ Митрофан обратился к прихожанам с проповедью.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Христианином быть трудно. В сложных жизненных обстоятельствах христианину приходится поступать не так, как обычно поступают все, а по-христиански. Поступать по-христиански бывает невыгодно. Но для христианина на первом месте стоит не выгода, а заповеди Божии и его христианское звание. Поэтому христианам часто бывает жить труднее, чем остальным людям.
Но так бывает не всегда. Бывает, что христианам в проблемных жизненных обстоятельствах легче, потому что у них есть то, чего нет у людей неверующих. У них есть великое сокровище от Бога, о котором другие не ведают, на которое можно опереться, которое может помочь. А человеку, у которого этого сокровища нет, опереться не на что, и помочь он ничем себе не может.
В первую очередь, конечно же, все мы имеем веру как великое сокровище, великий подарок от Бога. С одной стороны, это Божий дар, с другой стороны — каждый из нас её обретает то ли как результат долгих поисков, то ли столкнувшись с ней случайно, как евангельский купец, который нашёл сокровище. И когда человек обретает веру, он начинает ощущать великую силу, которая даёт ему сдвинуть горы. Святитель Николай Сербский приводит прекрасный пример: если вода, которая вертит мельничное колесо, течёт слабо, то колесо стоит, а если поток сильный, то колесо начинает крутиться. Так и вера: если человек её обретает, то она начинает управлять всей его жизнью и менять её.
Я сейчас имею в виду не тех людей, которые говорят: «У меня вера в душе», — но на их жизни это никак не отражается. Человек говорит, что у него вера есть, но живёт так, как будто бы её нет. Не о таких людях речь, а о настоящих верующих, жизнь которых вера меняет, преображает. Она становится той силой, которая управляет их жизнью.
У христианина есть надежда. Потому что многое из того, что нам Господь пообещал, мы не видим, но мы верим, что это обязательно исполняется в жизни каждого из нас. И без надежды жизнь невозможна, потому что надежда даёт нам силы ожидать исполнения тех обетований, которые христиане имеют от Бога.
Но самое главное в жизни христианина — это любовь. Та любовь, которую человеку даёт познать Господь. Если говорить о любви, которая существует в мире как сила, как эмоция, как радость, то каждый верующий и неверующий понимает, что это самое лучшее, что есть на земле. Это то, без чего нельзя прожить и быть счастливым. Но в мире, который искажён грехом, любовь не просто искажена — она может быть ненастоящей. Она может быть болезненной, может быть неправильной, омрачённой корыстью и себялюбием. Но даже в таком искажённом виде любовь даёт то, без чего невозможно представить жизнь никакого народа, никакого общества и никакого человека на этой земле. Без любви нельзя быть счастливым.
А если представить себе любовь неискажённую — ту, которую христианин получает от Бога как от Источника любви, ту настоящую любовь, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не ищет своего, не раздражается, которая никогда не изменяет — то это и есть подлинное счастье и блаженство. Это есть у христиан и нет ни у кого другого. Христиане имеют возможность испытать настоящую любовь — ту, которую может дать только Бог, и могут стать носителями этой любви, изливать её на окружающих.
Любовь — это то, что никогда не меняется, то, что нельзя отменить. Это то, что не может служить только для тебя самого — любовь обязательно изливается на кого-нибудь. Любовью наслаждается не только тот, у кого она есть, но и те, кто находится вокруг него.
Но как быть, когда человека рядом нет, когда смерть забирает кого-то из родных и близких? «Любовь крепче смерти» (Песн. 8:6), — говорит пророк. Она существует не только здесь, на земле, она есть и за гробом. Церковь учит Своих чад и свидетельствует о том, что настоящая любовь не может прекратиться. Смерть не имеет над ней власти. Нельзя сказать «я любил» в прошедшем времени. О настоящей любви так не говорят, потому что она существует всегда. И если мы говорим о любви здесь, то понятно, что она естественно изливается на тех, кто находится рядом. Если парень любит девушку, то ему не нужно, чтобы его кто-то заставлял проявлять к ней знаки внимания — он делает это так, как будто он без этого жить не может, и наоборот. Если речь идёт об усопших, то главным проявлением любви, выражением того, что мы любим, будет наша молитва о них перед Богом.
Нельзя любить и при этом не молиться. Если мы любим, то молимся о тех, кого с нами нет, наша любовь простирается за гроб и выражается в молитвах. И именно любовь собирает нас в храмах в такие дни, как сегодня, в поминальную субботу, для того, чтобы мы помолились о наших усопших, о наших родных и близких, чтобы они почувствовали любовь нашего сердца. Если мы их не видим очами, это не значит, что они не существуют. Ведь это всё есть — наша молитва, наша любовь к ним. Её видит Господь, и она нужна тем, кто пребывает за гробом.
Когда исполнится всё, что Господь нам пообещал, нам не нужна будет ни вера, ни надежда, потому что мы будем участниками всех этих обетований. Но любовь будет нужна всегда. Без неё невозможно счастье. Она будет пребывать и в вечности.
Если прекращается молитва, это говорит о том, что оскудела и любовь, а значит, в жизни что-то не так. Поэтому мы обязаны — я это слово употребляю, потому что более удачного слова нет, но оно не совсем правильное, мы не обязаны, а любовь побуждает нас — всегда молиться о наших родных и близких. Хотя их нет с нами, но их души продолжают существовать. И если мы их любим по-настоящему, мы не можем о них не молиться. Молитва должна быть не только в церкви, но и дома. Она должна совершаться всякий раз, когда мы становимся перед Богом.
Кроме молитвы одним из ощутимых проявлений любви, которые Господь заповедал нам, может быть милостыня и добрые дела. Господь сказал, что если вы что-то сделали одному из малых сих, Он принимает это, как если бы вы это сделали Ему. В Неделю о Страшном суде мы слышали: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36). А праведники спросят: «Господи, когда мы Тебя таким видели и это сделали?» И Господь даст им ответ: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).
Если мы ради любви к умершим кому-то облегчаем голод, холод, жажду, Господь отвечает на эту любовь. Если участь их скорбная, Он облегчает её. Если она блаженная и счастливая, она становится ещё блаженнее, и это побуждает усопших молиться о нас. Стакан воды, доброе слово — это тоже милостыня, если нет ничего другого. Каждый раз, когда мы совершаем добрые дела людям, проявляя тем самым свою любовь, и Господь проявляет Свою любовь к тем, о ком мы молимся и просим.
Следовательно, для нас должны стать естественными и обычными как молитва об умерших, так и добрые дела во имя их — то, ради чего мы собрались в сегодняшний день и то, что мы должны делать всегда. К этому побуждает нас наша вера, об этом говорит нам надежда на милость Божию и об этом свидетельствует нам любовь, которая никогда не изменяется и которая будет пребывать вечно. Аминь.