17 июля 2018 г.
На запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Андрей Байков. Он рассказал о жизни Царственных страстотерпцев и о силе их веры:
«Тела мучеников было решено уничтожить, но память о святых уничтожить не удалось. Своей мученической кончиной императорская семья показала, что превыше всего не политика, а любовь к Богу и людям».
По окончании богослужения протоиерей Сергий Книгницкий призвал подражать примеру святых, память которых мы сегодня празднуем:
«Мы просим у Царственных страстотерпцев молитв о мире на нашей земле. Давайте и сами друг к другу относиться по-человечески и не забывать, что мы христиане, что нам Господь дал наставление прощать тем, кто нас обижает, любить тех, кто нас не любит, и делать добро тем, кто нам делает зло».
Расстрелянные по приказу большевиков ровно сто лет назад, 17 июля 1918 года, российский император Николай II, его супруга царица Александра и их дети царевич Алексий, царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия в 2000 году были причислены Русской Православной Церковью к лику святых в чине страстотерпцев — добровольных мучеников за правду и исполнение Божиих заповедей.
Перед расстрелом они провели больше года в заключении в Царском Селе, Тобольске, Екатеринбурге. Царская семья была расстреляна в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома. Убитой царевне Ольге было 22 года, Татиане 21 год, Марии 19 лет, Анастасии — 17 лет. Вместе с ними был расстрелян тринадцатилетний ребёнок царевич Алексий, тяжело больной гемофилией. С царской семьёй были убиты и слуги — лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин, повар Иван Михайлович Харинотов, горничная Анна Демидова и камердинер полковник Алексей Егорович Трупп. Тела убитых погрузили в грузовик и вывезли в неизвестном направлении.
Казнь царской семьи совершилась без ведома большевистского руководства в Москве и попросту была убийством. После ареста императорской семьи в Москве обсуждалась лишь дальнейшая судьба самого императора и было принято решение о его ссылке и открытом народном суде над царём в более позднее «благоприятное» время. О семье императора на заседаниях ВЦИК речи не шло.
Добровольное отречение императора от престола не давало повода видеть в нём какую-либо угрозу для устанавливаемого большевиками нового порядка. Император Николай II отказался от престола в надежде, что этим удастся избежать гражданской войны и кровопролития. Он считал себя слугой народа и исполнителем его воли, и если народ не захотел, чтобы им правил царь, Николай II ушёл, предоставив народу возможность самому избирать себе правителей.
Это отношение императора к своей власти проявлялось на протяжении всего его правления — после начала I Мировой войны он был вместе с солдатами на передовой, его супруга императрица Александра вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной окончили курсы сестёр милосердия и ежедневно ухаживали за раненными солдатами в лазарете. Отношения в царской семье были просты. Семья одевалась очень скромно, часто отказывалась от помощи слуг. Члены царской семьи стремились быть вместе с народом, принимать участие в его нуждах. Благотворительность была главным делом императрицы и её дочерей. Вся семья была очень религиозна и даже в заключении её члены искали всякую возможность побывать на Божественной литургии.
После совершённого убийства советское руководство одобрило его, однако объявило, что император Николай II был расстрелян якобы из-за контрреволюционного заговора, участники которого пытались освободить царя и вернуть его на престол. Убийство остальных членов царской семьи скрывалось до 1926 года, пока записи, свидетельствующие об этом — материалы следствия Соколова, — не просочились в западную прессу. Практически все участники убийства царской семьи в 1937–1942 годах были расстреляны.
Останки пяти членов императорской семьи, а также их слуг, были найдены в июле 1991 года неподалёку от Екатеринбурга под насыпью старой Коптяковской дороги. 17 июля 1998 года останки царской семьи были положены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. В июле 2007 года были найдены останки царевича Алексея и великой княжны Марии.
Останки захоронили в усыпальнице Петропавловского собора, однако Церковь не признала их подлинными из-за нехватки доказательств. В 2018 году экспертиза подтвердила подлинность найденных останков царской семьи.