Официальный сайт

Протоиерей Сергий Фоменко

От чего нас спасает Христос?

СпасениеМожет ли Христос спасти от одиночества? А от смерти? Что общего у нас с евангельскими Закхеем и блудницей? Чего ждёт от нас Спаситель? Ответы на эти вопросы дал протоиерей Сергий Фоменко, настоятель храма преподобного Лаврентия Черниговского г. Лимана.

Вопрос «от чего нас спасает Христос?» может появиться только у верующего человека. Этим вопросом можно гордиться, потому что ни в одной другой религии мира он возникнуть не мог. Ответ на него простой: Христос нас спасает от греха и смерти. Но обычно, если человек слышит эти слова, у него возникает много других вопросов. Что такое грех? От какой смерти нас спасают? Как это происходит? Поэтому нужно многое разъяснить.

Человек состоит из духа, души и тела. Спаситель печётся о нашей духовной жизни. Грех же — это то, что ведёт нас к духовной смерти. Адам и Ева, находясь в Эдеме, вкусили запретный плод. Это был первый грех, совершённый людьми. Но Бог не лишил их жизни, род человеческий продолжил своё существование. Почему же грех — это смерть? Потому, что грех разрушает человека. Чтобы мы не погибли, у нас есть руководитель, помогающий различать добро и зло. Это Христос.

Чтобы понять, от чего Он нас хранит, надо обратиться к тем, кто соприкасался с Ним — Его учениками и последователями. Однажды ученики попросили Христа: «Научи нас молиться!» И Он дал им молитву «Отче наш». Она помогает нам глубже понять, от чего Он нас хочет спасти. Итак, Христос нас спасает от…

…одиночества. Бог хочет стать нам Отцом и другом. Потому мы обращаемся к Нему «Отче наш», ищем Царствия Его. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» — о чём эти слова молитвы? На первой Божественной литургии Господь, указывая на хлеб, говорит: «Сие есть Тело Мое». Он говорит о хлебе как о Себе, потому что хочет, чтобы мы нуждались в Нём как в хлебе. Ждёт, чтобы люди стремились к общению с Ним — и в таинстве Причастия, и в молитве, и в жизни вообще. Кто такой Христос? — это наш самый лучший друг, самый верный товарищ, самый добрый отец — Тот, на кого всегда можно положиться. С Ним человек не может быть одинок. Для того, чтобы обрести такого Друга, нужно одно: желание быть с Ним.

…греха. Грех — это повреждение, поломка. Кто может отремонтировать поломанного человека, который сам себе нанёс увечье и страдает? Только Тот, Кто его создал: Бог. Мы просим: «И не введи нас во искушение» — потому что от искушений можем ломаться, то есть впадать в грех. Ещё обращаемся к Богу с просьбой: «И остави нам долги наша», — чтобы Он простил нам те случаи, когда мы делаем неправильный выбор.

Чтобы понять, как Господь спасает нас от греха, обратим своё внимание на тех, кого Он от него избавил — святых. Все люди, которые соприкасались со Христом, менялись. Почему? — потому что были избавлены Им от греховного повреждения. Как настоятель Лаврентьевского храма, я часто читаю житие святого Лаврентия Черниговского. Святой Лаврентий был последователем Христа, Спаситель был его главным примером для подражания. Это назидание всем нам о том, как нужно жить: сделать Христа главным ориентиром своей жизни.

…неправильных действий. В Евангелии Господь принимает решения, непонятные человеческому уму, но в них сокрыта глубочайшая мудрость. Вспомним притчу о блуднице: «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:1-11). Господь учит нас не осуждать — и показывает в этом пример. Апостол Павел в послании к евреям утверждает: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Это значит, как тогда Он не осуждал блудницу, так и сегодня не осуждает никого из нас.

…неправильного выбора. Можно ли гневаться? — нельзя. А на грех? — можно. Любить можно? — конечно. А грех? — нельзя. Господь учит делать верный выбор, смотреть на всё с точки зрения духовной пользы.

…лукавого и его искушений. Демоны боялись святого Антония Великого, убегали, чтобы даже не видеть его. Боялись и святого Макария Великого, потому что он всегда пребывал в молитве. Первая молитва из утреннего правила написана им. «Боже, очисти мя грешнаго…» — это беседа святого с Богом. Он говорил: «николиже сотворих благое пред тобою». Какое великое смирение! Это молитва Господня привела его к такому состоянию. Христос избавил его от лукавого, и он, оставшись человеком, почитался среди людей как земной ангел.

Молитва Господня раскрывает смысл прихода Христа в наш мир. Цель Его — обожить людей, сделать их богами по благодати. Для этого нас нужно уберечь от тех действий, которые могут нам навредить.

Вспомним Закхея — начальника налоговой службы города Иерусалима. Он обижал людей, его не любили, с ним не дружили. Но он хотел видеть Христа, искал встречи с Ним. Как бы мы повели себя, зная, что вот сидит человек, который принёс много страданий большому числу людей? Мы бы не общались с ним, презирали. Но Господь идёт к Закхею, и тот принимает в своём доме Христа и всех, кто пришёл с Ним. Этот человек говорит, что готов измениться, раздать своё имение и воздать тем, кто пострадал от его недобрых действий. А теперь давайте подумаем: если бы Господь прошёл мимо — изменился бы Закхей?

Спаситель всегда идёт нам навстречу. Так Он оберегает нас от падения. У Бога нет желания нас наказывать — только желание быть с нами в самом близком союзе. Если мы в это поверим, то будем как Лаврентий Черниговский, Ксения Петербургская и многие другие святые, которые пошли по тому же пути, по которому шёл Христос. Это именно тот путь, который может уберечь человека от неправильного выбора, греха, гибели.

Будем же молиться Господу, просить Его быть с нами каждый день, учить нас прощать и любить! Это возможно, если мы будем вести себя как Закхей, как грешница, которой Он сказал: «Иди и больше не греши».

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100