14 марта 2018 г.
Впервые в Горловской епархии литургия Преждеосвященных Даров была совершена вечером
В среду 4 седмицы Великого поста в Богоявленском кафедральном соборе Горловки литургия Преждеосвященных Даров впервые была совершена в вечернее время.
Митрополиту Горловскому и Славянскому Митрофану сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, благочинный Иово-Почаевского округа протоиерей Вадим Ильчук, благочинный Енакиевского округа протоиерей Алексий Суетин, благочинный Шахтёрского округа протоиерей Богдан Ильчук, благочинный Александровского округа протоиерей Роман Чепель и клирики епархии.
На запричастном стихе с проповедью к горожанам обратился настоятель Иверского храма в Горловке архимандрит Паисий (Шинкарёв). Он отметил, что Великий пост — благоприятное время для того, чтобы научиться понимать язык любви:
«Для того чтобы понять человека из другой страны, нужно как минимум изучить его язык. Те, кто учат иностранные языки, каждый день смотрят, какого прогресса они в этом достигли. Христианину необходимо изучать язык Божий. А какой это язык? В первую очередь, это язык любви.
Бог даёт уроки этой любви, которые мы часто не понимаем и отвергаем. Урок терпения, когда мы куда-то опаздываем, урок смирения, когда нас кто-то оболгал, оскорбил. Урок любви, когда мы кому-то уступили место. Всё это уроки Божии, которые часто внезапно, нежданно врываются в нашу жизнь.
Великий пост — усиленное занятие по изучению языка Божественной любви. Человек учится понимать пути Божии, Его мысли. Главный урок — на середине храма: Крест Христов, который приоткрывает нам тайну любви Божией, тайну страданий, которые всегда заканчиваются Воскресением».
За литургией около трёхсот человек причастились Святых Христовых Таин.
По окончании богослужения митрополит Митрофан обратился к горожанам с архипастырским словом, в котором рассказал об истории чина литургии Преждеосвященных Даров и отметил, что возрождение древних христианских традиций само по себе не заменит того духовного возрождения, которое должно происходить в наших душах в дни Четыредесятницы:
«Мы весь Великий пост растим в своём сердце способность любить других людей, любить Бога, ту жизнь, которую нам Господь подарил. Если пост закончится, и мы почувствуем в своём сердце, что действительно у нас эта способность появилась, значит, то, что мы сегодня собрались, и собирались в предыдущие дни, и будем ещё собираться, — не зря. Если этого не происходит, значит, мы ошибаемся в чём-то, и эту ошибку обязательно надо искать и исправлять.
Можно из года в год наслаждаться красотой песнопений, торжественностью богослужений — и ненавидеть того человека, который стоит рядом с тобой, не прощать какую-то обиду, продолжать пребывать в унынии и это уныние распространять на тех людей, которые рядом с тобой находятся, предъявлять претензии к людям и к Богу.
Никакая красота богослужения не исправит этого, если мы в самих себе не начнём растить заботливо, внимательно, постоянно, упорно способность любить друг друга, друг к другу относиться так, как должны это делать христиане и как об этом Господь свидетельствовал: „По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою“ (Ин. 13:35)».
В дни Великого поста меняется ритм жизни Церкви. Самое торжественное богослужение — литургия — не совершается в будни, которые посвящены сугубой покаянной молитве. По средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров.
Первые упоминания об этом особенном богослужении относят к VI веку. В VII веке Шестой Вселенский Собор утвердил повсеместное совершение литургии Преждеосвященных Даров в дни Святой Четыредесятницы. По своей форме это вечерня, за которой прочитываются некоторые молитвы литургии и совершается причащение Дарами, освящёнными прежде, за полной литургией.
Авторство чина литургии Преждеосвященных Даров приписывают святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, жившему в VI веке. Впрочем, есть свидетельства, что такая неполная литургия совершалась и в более ранние века, а к VI столетию лишь окончательно закрепилось её чинопоследование.
Богослужение состоит из великопостной вечерни, к которой присоединяется часть молитв литургии верных, но без молитв об освящении Святых Даров (так как они заранее освящены). Во время этого богослужения также звучат особые молитвы: «Да исправится молитва моя…» и «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат». Последняя поётся вместо Херувимской песни.
Другая примечательная особенность этого богослужения — оно сопровождается земными поклонами. Их совершают молящиеся в самые торжественные моменты службы. Чтобы все знали, когда совершать поклоны, священник или диакон в эти моменты богослужения звонит в колокольчик. Верующие падают ниц, а во время повторного звона встают.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в дни Великого поста — по средам и пятницам, а также в дни наиболее значимых для Церкви памятных дат: день памяти преподобной Марии Египетской (четверг пятой седмицы поста), Первого и Второго Обретения главы святого пророка Иоанна Предтечи, праздник сорока мучеников Севастийских (если эти дни не придутся на субботу или воскресенье, когда совершается полная литургия), дни храмовых праздников, — и в первые три дня Страстной седмицы.
Из содержания этого богослужения следует, что оно изначально совершалось вечером. Практика причащаться в вечернее время восходит ещё к раннехристианским агапам — совместным «вечерям любви», в конце которых совершалось причащение. Ведь исторически Таинство Евхаристии было установлено именно вечером: апостолы причастились в конце Тайной Вечери, после этого таинства они сразу, «воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26:30, Мк. 14:26), где им надлежало провести последнюю ночь перед крестными страданиями Спасителя.
Со временем развилась традиция хранить перед причастием евхаристический пост — он длится не менее чем шести часов до момента принятия Святых Даров. В течение него христиане полностью воздерживаются не только от пищи, но и от воды. Исключение делается только для больных людей, нуждающихся в частом приёме лекарств.
К сожалению, сегодня литургию Преждеосвященных Даров многие рассматривают как возможность причаститься для тех, кто находится на работе в выходные или заболел и потому имеет срочную нужду в причащении. Другим было отношение к этому богослужению в Древней Церкви.
С момента её основания существовала практика ежедневного причащения. Собираясь в воскресный день, христиане не только причащались, но и забирали часть Святых Даров в свои дома, чтобы затем принимать их ежедневно. Ведь никто не знал, соберутся ли они в следующее воскресенье в своём тайном укрытии под сводами подземных катакомб, или, придя, обнаружат там стражников, которые их схватят и поведут на мучения. А может быть, кто-то донесёт на них, и стража за ними придёт гораздо раньше.
Первые христиане жили в условиях постоянной угрозы смерти, поэтому причащались ежедневно. Эта практика сохранилась и тогда, когда христианство перестало быть гонимым, с той лишь разницей, что теперь беспрепятственно открывались храмы, и верующим уже не приходилось прятать Святые Дары в своих домах — они хранились в специальных ковчежцах-дарохранительницах на престоле. Христиане шли в храм, начиная свой день с литургии и причащения. Ведь, по сути, никто из нас не знает, когда призовёт его Господь.
В Великом посту, когда литургия не совершается в будние дни, необходимое количество Святых Даров полагалось в Дарохранительницу заранее. Собственно, так и возник чин литургии Преждеосвященных Даров. Сегодня многие православные общины стремятся вернуться к древней практике частого причащения, стараясь следовать ей хотя бы в дни Великого поста.
Евхаристическому возрождению послужили труды святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Игнатия (Брянчанинова), афонских подвижников. И монахи, и священники из мирян, исходя из собственного духовного опыта, советовали причащаться как можно чаще.
«Я умираю, когда не служу Литургии, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. — Я ежедневно с благоговением совершаю Литургию и причащаюсь Святых Таин, и вот плоды этого причащения: очищение, освящение, обновление, победа над страстями, мир душевный… Диавол всеми адскими кознями своими старается отвращать христиан от Чаши Жизни, наводя на них маловерие, холодность и нерадение к этому величайшему Таинству христианской веры, чтоб держать людей в узах греха и смерти».
«Видишь, возлюбленный мой брат, сколько чудесных даров ты получаешь, если причащаешься часто, видишь, как при частом Причащении просвещается ум, светлеет разум, очищаются все силы души? — пишут святые Никодим Святогорец и Макарий Коринфский в „Книге душеполезнейшей о непрестанном причащении Святых Христовых Таин“. — А если ты хочешь умертвить и плотские страсти, причащайся часто и насладишься этим».
Следует помнить, что христиане первых веков, придерживавшиеся частого причащения, жили напряжённой духовной жизнью, посвящая практически всё свободное время молитве. Дни Святой Четыредесятницы как нельзя более подходят для того, чтобы подражать их подвигу.
Фото протодиакона Михаила Ильчука