20 февраля 2018 г.
Митрополит Митрофан совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона в Николаевском архиерейском соборе
Во вторник первой седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Николаевском архиерейском соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
После чтения канона митрополит Митрофан обратился к прихожанам с архипастырским словом. Он отметил, что цель Великого поста — привести нас к радости:
«Мы просим Бога о том, чтобы душа наша проснулась, чтобы она захотела быть с Богом, чтобы она встала в нашей жизни на первое место хотя бы в эти святые дни Великого поста. Мы просим, чтобы Господь Своей благодатью сделал это в нашей жизни, потому что сколько бы мы ни пытались делать это своими силами, без Бога, мы ничего сделать не сможем.
Дай Бог, чтобы душа проснулась в каждом из нас и заняла подобающее ей главное место. Дай Бог, чтобы с этого места она больше никуда не уходила. И дай Бог, чтобы мы ощутили радость и счастье той жизни, которая наступает тогда, когда всё находится на своих местах: Бог — на первом месте, душа не забыта и не спит, добро — естественное проявление каждого движения, и любовь царствует над всем».
В конце каждого богослужения Великого поста, кроме суббот и воскресений, звучит покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего», составленная в IV веке преподобным Ефремом Сирином (сирийцем). Она начинает читаться в храме во время часов уже в среду и пятницу Сырной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило. Её чтение продлится вплоть до Великого четверга, когда в храмах зазвучат уже особые молитвы Страстной седмицы.
После каждого прошения этой молитвы положено совершать земной поклон. Затем про себя двенадцать раз читается молитва «Боже, очисти мя, грешнаго» с поясными поклонами. После этого молитва преподобного Ефрема Сирина ещё раз повторяется полностью с одним земным поклоном.
Почему эта молитва читается так часто именно в дни Великого поста? Поводом к её составлению послужила история жизни преподобного Ефрема Сирина. До своего обращения к Богу он вёл довольно легкомысленную жизнь, и вот однажды его ложно обвинили как соучастника в краже скота и посадили в тюрьму. Здесь его посетил Ангел, который сказал, что, хотя сейчас Ефрем оказался в тюрьме незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.
Узник вспомнил, как однажды в юности он из шалости выпустил из загона единственную корову бедняка. Её съели волки, и бедняк лишился своего пропитания. Юноша же не понёс никакого наказания. Ефрем раскаялся в своём поступке. Вскоре его отпустили на свободу — настоящим виновником оказался пастух, не уследивший за стадом, которое оказалось не украдено, а съедено волками. После этого случая Ефрем пересмотрел свою жизнь, а затем, отказавшись от суеты мира, стал постником и подвижником.
Своё покаянное чувство он вложил в эту молитву. В ней он выразил самые главные просьбы, которые мы должны возносить к Богу, вступив на путь покаяния и борьбы со своими страстями.
Каждый день Великого поста православные христиане просят Бога избавить их от духа праздности, уныния, любоначалия (любви к начальствованию), празднословия, осуждения и даровать дух целомудрия, смиренномудрия (смирения), терпения, любви и видение собственных прегрешений.
Хотя христианам вменяется в обязанность стремиться к достижению этих главных добродетелей и бороться со своими страстями, но одних только наших усилий без помощи Божией в этом бывает недостаточно.
Фото протодиакона Михаила Ильчука