Официальный сайт

Священник Сергий Пронько

Как понимать выражение «благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Пожар в КалифорнииВ жизни каждого человека были ситуации, когда «хотел как лучше, а получилось как всегда». Почему наши добрые поступки и стремления не всегда приводят к добрым результатам? Можно ли научиться не совершать такие ошибки? Над нашими вопросами размышлял священник Сергий Пронько, настоятель Амвросиевского храма Доброполья и Георгиевского храма с. Анновка.

Часто люди, не имея духовного рассуждения, поступают необдуманно и совершают поступки, которые отрицательно влияют на их дальнейшую жизнь. Бывают ситуации, когда человек не знает, как правильно поступить, и, надеясь только на себя, а не на Бога, идёт по ложному пути. Чтобы ориентироваться в земной жизни и знать, какая дорога ведёт к Небесному Царствию, Господь даровал нам Своё учение. Полагаясь только на свои силы, человек рискует совершить дело небогоугодное, за которое придётся отвечать.

Люди, которые сто лет назад разрушали храмы, расстреливали себе подобных, отбирали чужое имущество, тоже были полны благих намерений. Под, казалось бы, правильными лозунгами они делали то, что считали благом — за что им, однако, придётся держать ответ перед Богом.

Добро бывает разным. Случается, что человек творит зло, которое, словно в обёртку, облечено в добрые побуждения. Любое разделение, войны и смуты — это небогоугодные дела, которые, однако, обычно преподносятся как благие. Бог же учит нас жить в мире, любви и согласии. Ещё одни пример псевдодобра — советы женщинам сделать аборт. Они часто основываются на заботе об их жизни и будущем, однако в итоге приводят к тяжкому греху.

Нужно хорошо подумать, прежде чем что-либо делать. Люди сейчас слишком спешат жить, хотят всё и сразу. Мало у кого есть желание обдумать ситуацию, подождать, а ведь недаром говорят, что время всё расставляет по своим местам. Порой нужно немало времени для того, чтобы ситуация прояснилась.

Прежде чем что-то делать или советовать, нужно проанализировать: к чему это может привести? Какие плоды будут от дела, которое мы делаем? Порой человек берётся за что-то благое — например, идёт на молитву в храм. Но представим, что дома он оставил требующих его заботы больных родственников. Можно ли считать, что он поступает добродетельно?

Главный критерий доброго дела: совершая его, вы не вредите своей душе и окружающим вас людям. Для того чтобы понимать о себе такие вещи, важно совершенствоваться духовно.

Есть ситуации, которые нужно оценивать с разных сторон. Например, послушание родителям. Безусловно, оно необходимо. Однако если папа и мама склоняют ребёнка поступить вопреки Евангелию (тот же аборт, например) — конечно же, соглашаться нельзя. В таких ситуациях важно не путать почитание родителей и слепое подчинение их воле. Я бы посоветовал в подобных случаях обратиться за помощью к духовному наставнику. Чтобы не сомневаться, можно посоветоваться с несколькими священнослужителями, в этом нет ничего зазорного.

Если человек ведёт вдумчивую духовную жизнь, то у него гораздо больше шансов избежать дел, которые могут привести к плачевным результатам.

Ещё раз повторю: чаще всего к негативным последствиям нас приводит спешка. Не случайно в сокровищнице нашего фольклора есть пословица: «Семь раз отмерь, один — отрежь». В ней заложен очень глубокий смысл. Если бы люди не спешили взрослеть, вступать в брак или в ненужные отношения, немного думали наперёд и дали Господу участвовать в своей жизни, то были бы счастливы и чисты душой.

Для того чтобы не совершать ненужных поступков, надо помнить о Боге. Если у нас что-то не получается, не нужно отчаиваться: дорогу осилит идущий, а Бог всегда поможет. Осознание своей духовной немощи — это начало добродетели. Смиряясь, человек привлекает на себя благодать Божию, которая всё укрепляет и врачует. Господь всё творит во спасение, только не надо противиться Ему. Нужно принимать Его благодать, верить, что плохое пройдёт, что всё в нашей жизни происходит по святой Божьей воле.

Если мы хотим, чтобы наши благие намерения были действительно благими, то нужно дать действовать в своей судьбе Богу. Как это сделать? — молиться Ему, довериться, просить о помощи. Но, как говорил своим ученикам святой Серафим Вырицкий, обращаясь к Богу с просьбами, надо не забывать в конце добавлять: «но не так, как я хочу, Господи, а как Ты. Да будет на всё святая воля Твоя!»

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Поскольку немного спустя Христу предстояло, воскреснув вместе с Собственной плотью, взойти к Отцу, то, дабы мы имели Его телесное присутствие, Он дал нам Свое Тело и Кровь.

»

Тайная Вечеря
17 апреля 2025 г. ( 4 апреля ст.ст.), четверг. Страстная седмица. Великий пост. Пища с растительным маслом.
Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Иосифа песнописца. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Георгия, иже в Малеи. Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее. Прп. Зосимы, обретшего прп. Марию Египетскую в пустыне Иорданской . Прп. Иосифа многоболезненного, Печерского. Прп. Зосимы Ворбозомского. Прмчч. Вениамина и Никифора. Сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии. Сщмч. Иоанна пресвитера. Мч. Иоанна. Иконы Божией Матери, именуемой Герондисса .

Утр. - Лк., 108 зач. (от полу́), XXII, 1-39. Лит. - 1 Кор., 149 зач., XI, 23-32. Ев. составное: Мф., 107 зач., XXVI, 1-20. Ин., 44 зач., XIII, 3-17. Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21-39. Лк., 109 зач., XXII, 43-45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 - XXVII, 2. На умовении ног: Ин., 44 зач., XIII, 1-11. По умовении ног: Ин., 45 зач., XIII, 12-17.

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100
�������@Mail.ru