18 августа 2017 г.
В канун праздника Преображения Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил всенощное бдение с литиёй в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики храма.
О Преображении Господнем рассказывают три евангелиста (Мф. 17:1–13; Мк. 9:1–13; Лк. 9:27–36). Незадолго до Своих крестных страданий Господь, желая укрепить учеников и показать, что Он — Бог, принимающий страдания добровольно для спасения людей, возвёл Петра, Иакова и Иоанна на высокую гору Фавор и преобразился перед ними, явив славу Своего Божества. Рядом с Ним явились пророки Илия и Моисей — одни из немногих людей, которые прежде Воскресения Христова были взяты на Небо. Чтобы ученики, увидев вскоре страдающего Христа, не боялись, Господь, находясь в славе Своего Божества, беседовал с Илией и Моисеем о Своих крестных страданиях.
Лишь трое из учеников Христовых имели достаточную веру, чтобы вынести созерцание Божественного Света. Пребывание с Господом в лучах Его славы сообщило ученикам такую радость, что они не помнили себя и не осознавали, что говорят. Пётр, находясь в таком состоянии, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии».
Вместе с тем, по причине греховности человеческой природы они также испытывали и страх в момент близости Бога. Во время Преображения апостолы услышали голос Бога Отца с Небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Через послушание Христу каждый христианин призван стать причастником Фаворского Света.
Исторически событие Преображения произошло за 40 дней до страданий Спасителя. Однако это время всегда приходится на дни Великого Поста, поэтому праздник отмечается за сорок дней до другого воспоминания Христовых страданий — Воздвижения Животворящего Креста Господня, и приходится на 19 августа.
В этот день богослужение совершается в белых облачениях. Они символизируют нетварный Божественный Свет, явленный на Фаворе.
Существует традиция в праздник Преображения приносить в храм виноград и другие плоды и освящать их, так как издавна у крестьян в это время отмечался праздник нового урожая. Они стремились принести первые плоды в храм — как дар Богу в благодарность за новый урожай. Подобный обычай существовал и в Ветхозаветной Церкви. Благодаря празднику Преображения освящение плодов приобрело новый смысл: оно стало восприниматься как прообраз будущего преображения мира Христом.
На Востоке в храм приносились виноград и пшеница, которые затем в течение года использовались для совершения Евхаристии. На Руси, где раньше не рос виноград, вместо него освящали яблоки. К сожалению, сегодня обычай приносить первые плоды в дар Богу почти утратился, но сохранилась традиция освящать яблоки, виноград, злаки.