10 августа 2017 г.
Митрополит Митрофан: Надо избавиться от потребительского отношения к Богу и друг к другу
В день празднования в честь Смоленской иконы Божией Матери митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении многочисленного духовенства совершил Божественную литургию в Николаевском храме Бахмута (Артёмовска). После крестного хода владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Наше общество когда-то называли атеистическим, безбожным: люди жили без Бога. Результатом этого безбожия стала не всеобщая вера, чтоб вдруг раз — и все верующими стали. Безбожное общество превратилось в общество потребления.
Потребительское отношение ко всему окружающему — когда человек себя ставит в центр, а на весь остальной мир смотрит с точки зрения «что бы можно было от него получить». В эту систему ценностей люди помещают и Бога.
К иконам мы приходим, чтобы от них что-нибудь получить. Святая вода — для того чтобы тоже от неё что-то получить. Церковь воспринимается как некая такая сфера услуг, где можно получить какую-то духовную услугу. Это не так. Если мы так думаем, мы не правы. Так мы отношения с Богом не сможем построить, их просто у нас не будет, потому что во главе нормальных отношений, которые строятся и между людьми, и, тем более, между человеком и Богом, стоит жертвенная любовь, готовность не себя ставить в центр, а кого-то другого. Верующие люди в центр ставят Бога. Точно так же мы и друг к другу стараемся относиться: не себя считаем лучше своего ближнего, а ближнему человеку уступаем то, что по праву принадлежит нам. Такое вот христианское отношение.
Если мы откроем Евангелие, то мы увидим, что отношения с нами Бог строит таким же образом: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Не потребовал, а отдал. Не попросил, чтобы мы ему жертвы принесли или что-то отдали, и тогда Он нас помилует, а Свою любовь показал нам тем, что, став Человеком, умер на Кресте. Этот пример должен побуждать каждого из нас к ответной любви к Богу.
Мы свои отношения с Богом должны начинать строить таким же образом, с вопроса: «Что я, Господи, могу Тебе отдать?» Не торгуясь, «я — Тебе, Ты — мне», а чем я могу проявить свою любовь к Тебе? Кто-то проявляет её тем, что стоит в храме, уступает другим, когда ему хочется пошуметь, поговорить, он в это время сам в себе говорит: «Я этого делать не буду, так я буду не прав, я не могу».
Толкая другого человека, поднимая шум для того, чтобы поцеловать икону, ни любовь к Богу, ни любовь к Божией Матери не проявишь. Видно, что этому человеку его желание что-то сделать заслоняет всё, и он спешит его скорей исполнить, а до остального нет дела. Всё равно, что служба идёт, всё равно, что другие люди стоят, всё равно, что кто-то пришёл помолиться и не может этого сделать, потому что шумно. Вот этого не должно быть. Нам надо избавиться от потребительского отношения к Богу и друг к другу, тогда мы можем надеяться на то, что и в обществе что-то изменится.
Сегодня большой праздник в честь Матери Божией. Её образ «Смоленский» — это древняя икона, по преданию, написанная ещё евангелистом Лукой. Много исторически важных событий прошло перед этим образом. Можно вспомнить одно из них — Бородинскую битву, когда Кутузов и воины молились накануне сражения с французами перед Смоленской иконой Матери Божией.
Матерь Божию называют Тихим Пристанищем, Тихой Пристанью. Представьте себе моряка, который отправился в дальнее плаванье и попал в бурю, когда ломаются мачты, когда волны огромны, и каждую минуту грозит гибель. С какой тоской он вспоминает о пристани, куда он направляется, где ничего ему не угрожает! Там тихая вода, там спокойно и хорошо.
Каждый из нас своё бурное житейское море переплывает. У каждого из нас встречаются на этом пути свои волны и бури. Молитва перед иконой Божией Матери — это тихая пристань. Во время этой молитвы мы ощущаем надежду. Мы чувствуем, что Она с нами, что Она нас не оставляет. Во время этой молитвы мы получаем утешение и вразумление Матери Божией, начинаем ясно видеть то, что не видели до этого.
И поэтому каждый раз, когда Церковь прославляет икону Матери Божией, мы стремимся к этой иконе, собираемся возле неё, как моряки, которые вспоминали во время бури тихую пристань, чтобы ещё раз своим сердцем ощутить Её любовь, силу, получить надежду и укрепить веру. И Матерь Божия посылает нам просимое, иначе бы мы не собирались перед Её святым образом.
Эти дни посвящены Матери Божией, начиная с празднования в честь Казанской иконы, потом Святогорской. Недавно мы праздновали день прославления Почаевской иконы Божией Матери, а сегодня прославляем Смоленский образ. И каждый раз возле каждой из этих икон во множестве собираются люди для того, чтобы поблагодарить Богородицу, попросить прощения своих согрешений, излить перед Ней свои просьбы и выразить свою надежду.
Мы верим, что Матерь Божия нас слышит. Греческое слово «Одигитрия», которое переводится «Путеводительница», для каждого из нас имеет духовный смысл. Матерь Божия становится Наставницей и Путеводительницей для каждого из нас к Её Сыну, к спасению души и к вечности. Пусть Её святыми молитвами мы научимся любить Её так же, как Она любит нас, любить Её Сына так же, как Она Его любит, и с любовью относиться ко всем, кто окружает нас, кого мы называем своими братьями и сёстрами — так же, как и Она с любовью относится ко всем нам!
С праздником всех вас поздравляю!