06 августа 2017 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Борисо-Глебском храме Часов Яра
В Неделю 9 по Пятидесятнице, день памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Борисо-Глебском храме Часов Яра. Ему сослужили благочинный Бахмутского округа протоиерей Сергий Дворянов, благочинный Богоявленского округа Горловки протоиерей Сергий Книгницкий, благочинный Николаевского округа Константиновки протоиерей Андрей Чичеринда, благочинный Соледарского округа протоиерей Константин Лисняк и настоятель храма священник Олег Кручинин.
Праздничную службу посетило множество горожан. На запричастном стихе с проповедью на евангельское чтение к ним обратился протоиерей Константин Лисняк. Он отметил, что Евангелие учит нас вере и молитве как образу жизни:
«Если у человека есть твёрдая вера, он может идти по воде — бушующему морю наших скорбей, болезней и треволнений. Есть ещё один важный момент в сегодняшнем евангельском чтении: апостол Пётр произносит молитву в критической ситуации. Молитва, как говорил Блаженнейший митрополит Владимир, должна стать нашей первой реакцией, а не последней надеждой».
Священник также раскрыл значение мученического подвига святых страстотерпцев Бориса и Глеба:
«Сегодняшняя ситуация у нас в стране свидетельствует о том, что люди так и не поняли, за что умерли Борис и Глеб. Два брата проявили жертвенную любовь и не пошли на братское кровопролитие, пресекли его на себе, чтобы не распространялась дальше междоусобица и не разрушилось государство. Вот за что умирали братья Борис и Глеб. Их подвиг более чем актуален для нашего времени».
После литургии был совершён праздничный крестный ход вокруг храма.
Митрополит Митрофан обратился к горожанам с архипастырским словом, в котором поздравил настоятеля храма священника Олега Кручинина и общину с престольным днём, а также отметил, что подвиг святых страстотерпцев Бориса и Глеба — это пример подлинного христианства:
«Поступок святых благоверных князей Бориса и Глеба — это удивительно правильное понимание того, что значит быть христианином, восприятие христианства не как чего-то такого, чем я занимаюсь по воскресеньям с девяти до одиннадцати, а новый смысл, новое понимание того, кто я теперь. Сегодня для многих людей быть христианином — это не осознанный выбор, а некая традиция. Ребёнка нужно окрестить, причащаться несколько раз в году, ездить по святым местам. Но как только доходит до того, что своё христианское звание нужно проявлять в повседневной жизни, человек живёт не как христианин, а как все.
Когда нам задают справедливый вопрос: если вы христиане, почему вы друг с другом враждуете, разве ваше христианское звание разрешает вам друг друга ненавидеть, друг о друге говорить плохо, друг против друга восставать, — ответа на этот вопрос нет. Мы не такие христиане, для которых это что-то важное. И сегодняшний день нам важно праздновать для того, чтобы каждый задал себе вопрос: на что я готов ради того, чтобы остаться христианином?»
Владыка вручил церковную грамоту старейшему пономарю храма Сергею Вячеславовичу Солецкому, который трудится на приходе с момента основания храма и в свои 82 года продолжает нести это послушание.
Святые благоверные князья Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид, — первые святые, прославленные на Руси. Сыновья равноапостольного князя Владимира Великого, крестившего Русь, и византийской царевны Анны после смерти отца в 1015 году были убиты своим старшим братом Святополком, который опасался, что другие наследники помешают ему править княжеством. Но ни Борис, ни Глеб не намеревались бороться со старшим братом, захватившим власть в Киеве, хотя по завещанию отца киевский престол и должен был наследовать Борис.
Братьев предупредили о том, что Святополк собирается их убить. Но они отказались скрываться, не чувствуя за собой никакой вины. Более того, князья запретили своей дружине поднимать оружие на их брата Святополка. Князь Борис был коварно убит во время сна, Глеба слуги Святополка не постыдились убить в то время, как он молился о покаянии своего старшего брата.
Тела братьев долгое время оставались нетленными, а над местом, где был убит Глеб, видели неземной свет. Их отыскал средний брат Ярослав Мудрый и предал достойному погребению, построив над их гробницами храм. Ярослав отомстил Святополку, изгнав его из Киева. Святополк вынужден был скрываться в безлюдных землях между Чехией и Польшей, где в бесславии окончил свои дни, а Ярослав стал княжить в Киеве. За каинов грех братоубийства Святополка прозвали Окаянным.
Святые Борис и Глеб прославлены в чине страстотерпцев, как принявшие мученическую смерть за исполнение Божиих заповедей (любви к брату и почитания старших). После своей смерти они многократно являлись в видениях русским воинам на полях сражений, помогая в борьбе с иноземными захватчиками. У гробниц святых князей в Вышгороде совершались чудеса исцелений. В 1240 году храм в Вышгороде разрушили монголы, и мощи страстотерпцев Бориса и Глеба были утрачены.
Фото диакона Михаила Ильчука и Георгия Кручинина