За гробом неверующих нет
14 мая, на Радоницу, епископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Николаевском кафедральном соборе. После чтения Евангелия владыка произнёс проповедь.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Христос воскресе!
В эту неделю мы приветствуем друг друга этим пасхальным приветствием. Сегодня, во вторник, в Радоницу, по обычаю церковному православные христиане собираются в храм Божий для того, чтобы пасхальную радость разделить со своими родными и близкими — теми членами Церкви, которые уже оставили этот земной мир и пребывают в мире ином, там, где нет болезни и печали.
Радость Пасхи не вмещается в человеческом сердце, и мы спешим этой радостью поделиться. Нам хочется поделиться ею не только с живыми, но и с теми, кого мы продолжаем любить, но кого нет среди нас. Почему мы этого не делаем в день Пасхи, на следующий день, на Светлой седмице? Потому что бывает так, что воспоминания о любимом человеке, которого теперь нет, вызывают горе и слёзы. А на Пасху, на Светлой седмице этого быть не должно.
Церковь определила, чтобы мы поминали усопших после Светлой седмицы, начиная со вторника, сегодняшнего дня. Но мы знаем, что большинство людей работают и не могут в рабочий день прийти в церковь, пойти на кладбище. Поэтому в Фомину неделю люди уже начинают приходить в храм, служить панихиды, молятся на кладбищах, и священники приезжают, чтобы вместе с ними помолиться.
Но вместе с этим мы понимаем и помним, что поминовение умерших — это не только обычай пасхальных дней, но и святая обязанность каждого верующего православного христианина в течение всего года.
«А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:31-32), — так сказал Господь. Если мы попытаемся себе представить, сколько людей от сотворения мира до сегодняшнего дня жило на земле, и сколько сегодня живёт на земле, то, скорее всего, окажется, что тех, кого сегодня нет, гораздо больше. Поэтому Бог и сказал, что Он не Бог мёртвых, но Бог живых. И все мы, приходя на эту землю, получаем от Бога вместе с даром жизни и дар свободы — выбрать или вечную жизнь с Богом, или жизнь без Бога.
Господь Своею смертью разрушил смерть. Господь победил грех. Господь разрушил власть ада над людьми, но нас насильно в Царство Божие не привёл, а предоставил нам возможность выбрать. Грех побеждён, ад разрушен, смерть умерщвлена. Хочешь вечную жизнь, хочешь жить со Мной? Вот тебе Мои заповеди. Живи по ним, и ты будешь жить со Мной вечно.
Это Евангелие, эта благая весть понятна всем без исключения людям. Не нужно быть образованным богословом, не нужно заканчивать семинарию, академию, чтобы сделать этот выбор. Сегодняшнее Евангелие нам так и говорит об этом: все, кто возлюбил Свет, идут к Свету, чтобы явились их дела. Почему люди не принимают учение Христово, почему от него сознательно отказываются или даже начинают враждовать с ним?
«Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы, ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3, 19-20). Эти слова апостол Иоанн Богослов сказал сразу после Воскресения Христова, тем самым определив и показав, что начало пути к Богу — вовсе не убеждения рассудка, воскрес Он из мертвых или не воскрес, а добрые дела.
Если дела твои — злые, то ты никогда не пойдёшь к Свету, к Богу, чтобы не обличились твои злые дела. А если они добрые, то ты будешь стремиться к добру, свету и любви, а Бог есть Любовь.
Очень часто люди спрашивают: «Можно ли молиться за умерших неверующих родственников?» Дело в том, что за гробом неверующих нет. За гробом нет мусульман, католиков, протестантов, баптистов. Там все православные. Потому что, как только человек умирает, и как только открываются его глаза, он сразу начинает видеть: где правда, а где неправда, где истина, а где ложь. И поэтому молиться мы можем за всякого человека.
Другое дело, что поминать за Божественной литургией, вынимая частички на проскомидии, мы можем только членов Церкви, то есть только тех, кто крещением и жизнью принадлежит святой Матери-Церкви. Не будучи членом Церкви, то есть сознательно избрав жизнь без Бога, человек после смерти членом Церкви уже стать не может. Для того чтобы стать членом Церкви, Господь нам даёт земную жизнь, даёт нам возможность определиться — нужна нам жизнь вечная или нет.
«Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец» — это изречение одного из святителей стало поговоркой. И нам с вами нужно в сегодняшний день понимать, что, с одной стороны, усопшие ждут от нас молитвы, потому что молитва доставляет им радость, потому что они видят, что мы о них помним. Но, с другой стороны, они готовы встречать нас в вечности, а мы ещё туда не готовы пойти, потому что не всё ещё мы в жизни сделали, и не позвал ещё каждого из нас Господь. Но рано или поздно этот момент придёт, и мы пойдём туда.
Не было ни одного человека, который бы мимо этих дверей прошёл. Они откроются. Мы переступим порог, который отделяет время от вечности, увидим всё совсем в другом свете, совсем другими глазами. То, что сегодня кажется нам плохим, потому что мы не любим скорби, трудности, подвиг, вдруг там окажется самым лучшим временем нашей жизни, потому что помогло нам от чего-то избавиться и к чему-то прийти. А того, что мы сегодня любим, что нам так дорого, лучше бы в нашей жизни не было. Так произойдёт рано или поздно с каждым из нас. Мы все это увидим.
Но будем помнить, что это уже произошло с нашими родными и близкими. И есть вещи, о которых люди жалеют: вот это я не смог сделать, здесь я не помолился, здесь я пост не соблюдал, здесь я на службу не пришёл, здесь я поленился, здесь я прошёл мимо человека, который нуждался в моей помощи, здесь я доброе дело не сделал. Человек обо всём этом жалеет — жалеет, что время ушло, и он уже исправить сам ничего не может. А жалея, смотрит вокруг и ждёт наших с вами молитв.
Господь дал нам заповедь любить друг друга, и эта любовь проявляется, в первую очередь, в молитве друг за друга. И молимся мы не только за живых. Когда человек отправляется в путешествие, мы о нём молимся. Мы молимся о родных и близких, о детях, о супругах и о родителях. Заболел человек — мы тоже о нём молимся. Начинает какое-то доброе дело — тоже молимся. Особенно, когда тяжело человеку, мы собираемся вместе, чтобы о нём помолиться. Мы привыкли молиться о других. Тем более это распространяется на тех членов Церкви, которые уже не в этом земном мире.
Мы будем молиться о них всегда, понимая при этом, что наступит время, когда мы захотим, чтобы и о нас молились. И закон таков: если не молишься ты, о тебе тоже молиться никто не будет.
Сегодня растёт молодое поколение, дети и внуки. Их нужно с самого маленького возраста приводить в храм именно в такие дни поминания, чтобы они спрашивали: «Почему мы пришли сегодня в церковь?», — а бабушка, дедушка, мама, папа отвечали: «Мы пришли помолиться», — и говорили бы, о ком, называли бы имена. А потом добавляли бы: «Когда я уйду отсюда, ты тоже не забудь прийти в храм и обо мне помолиться».
Дитя запомнит. И дома после утренних молитв нужно позвать внуков, сына и дочь, открыть синодик и сказать: «Вот это наши родные и близкие, которых уже нет. Я о них молюсь. Когда-то и моё имя сюда добавится, и ты не забудь. Давай мы сейчас о них помолимся, и ты тоже о них помолись, и научи своих детей». Потому что вдруг наступит такое время, что мы все умрём, а родные и близкие о нас молиться не будут? Не потому что нас не любят, а потому что их никто не научил этого делать.
Поэтому важно, чтобы не только мы сами в этот день были в храме и молились о своих усопших, но и чтобы мы передавали эту традицию, чтобы мы кого-то научили. Важно, в первую очередь, для нас самих. Умрём — а молиться некому. Вот беда-то! Дай Бог, чтобы с нами этого не случилось.
Кроме родных и близких, нужно делать добрые дела и другим людям, чтобы они о нас молились и при жизни, и после нашей смерти. Чтобы о нас помнили. Потому что молятся о том, кого помнят. А помнят, если ты добро сделал. Нужно не лениться делать добро как можно чаще.
И, конечно, что были бы наши молитвы, если бы Господь нас не любил, если бы Он Сам не хотел нам вечности больше даже, чем мы её хотим? Если бы Он Сам не хотел для нас добра больше, чем мы его желаем? Господь не хочет, чтобы грешник погиб, как мы слышали в Евангелии, но чтобы он обратился и был жив.
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Если такова любовь Божия к нам, то что же нам мешает войти в жизнь вечную? Наши собственные неверие, нежелание, гордыня и зло. Поэтому мы должны принести Богу ещё и покаяние в наших злых делах, отказавшись от зла и научившись делать добро.
Будем молиться о своих усопших родных и близких не только сегодня, но и каждый день дома, каждые субботу и воскресенье, когда мы приходим в храм для молитвы! Будем поминать их в дни рождения, в дни смерти, именин, — это тоже дни, когда нужно прийти в храм и помолиться за усопших. В Посту у нас были поминальные субботы, скоро, перед праздником Пятидесятницы, будет Троицкая поминальная суббота. Но и в другие дни, каждый раз, когда приходим в храм, будем молиться не только о живых, но и об умерших родных и близких.
Но при этом не будем забывать, что рано или поздно и нас позовут в этот мир и в эту жизнь, где не будет неверующих — там все верующие, где не будет безбожников — там все к Богу обращаются, где откроются наши духовные очи и мы увидим жизнь такой, какая она есть, по-настоящему. Прийти туда неготовыми — нехорошо. Для этого нам и даётся жизнь — чтобы мы прожили её не в своё удовольствие, а приготовили себя к вечности. Аминь.