Официальный сайт

Протоиерей Виталий Весёлый

Как простить врагов?

Простить враговО том, что православному христианину нужно прощать своих врагов, известно всем. Но умение прощать не выдаётся вместе со званием «православный». Что делать, если простить не получается? Если съедает ненависть? Если боль от потери или несчастья так велика, что даже исповедуясь и причащаясь, не можешь простить обидчика? Об этом мы поговорили с протоиереем Виталием Весёлым, настоятелем Серафимовского храма Горловки.

— Отец Виталий, давайте подумаем, кого мы можем считать своими врагами? И ко всем ли врагам у нас должно быть одинаковое отношение?

— Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, живший в середине ХІХ века, говорит о трёх категориях врагов христианина. К каждой из них должно быть особое отношение. Это враги личные, Родины и Божьи.

К личным врагам нужно относиться так, как говорил Христос: «Любите врагов ваших». Очень часто эти враги являются таковыми очень условно, а порой и вообще являются нашими благодетелями. Они в той или иной мере помогают нам спасаться, искоренять дурные привычки, обличают нас. Это нам порой неприятно, но часто ведь полезно! Так что личный враг часто таким не является, это нужно помнить.

Относительно второй категории святитель Филарет говорит: «С врагами Родины сражайся». Как это делать? — теми же средствами, какими он атакует нас. Если идёт с информационным оружием, то и против него нужно обратить такое же. Если же он стремится уничтожить нас физически, надругаться над нашими святынями и всем, что нам дорого, то нужно сделать всё возможное, чтобы защитить свою Родину от насилия, убийств и поругания.

И, наконец, враги Божьи. Ими нужно гнушаться.

Кто это такие? — это те, кто стал на путь противления Истине и активно борется с ней, с Богом, с установленными Им законами. Желание надругаться над духовными ценностями, насмеяться, унизить то, что чтят христиане, уничтожить наш цивилизационный код или перестроить его — вот черты врагов этой категории. Как бороться с ними? — молиться за них, избегать, не принимать насаждаемого ими.

И ещё одного «врага» хотел бы вспомнить. Весьма условного, который дан нам Самим Богом. Это наша совесть — самый добрый враг. Она мешает нам разгуляться, разойтись, пойти во все тяжкие. Ведь то, как нам хочется жить, часто не угодно Богу. И именно совесть хранит нас от падения. Так что пусть это будет тот враг, с которым мы подружимся в первую очередь, начнём его слушаться. Ведь он — это глас Божий внутри нас.

— А если христианин испытывает ненависть к тому, кто совершил зло против него лично?

— Преподобный Серафим Саровский, когда на него напали разбойники в лесу, как себя повёл? Он к ним относился как к благодетелям. Помните? До нападения он был здоровым и довольно сильным человеком, и если бы хотел, мог бы разделаться с ними. А после травм у него появился горб, это событие подорвало его здоровье. Но, когда разбойники были пойманы, он заступился за них. А после того, как у одного из них сгорел дом, и он пришёл к преподобному просить прощения (так как понял, за что Бог наказал его), тот расцеловал его.

— То есть, чтобы простить врага, нужно стать святым?

— Скажем так: путь к святости лежит в том числе и через прощение своих личных врагов. Это одна из форм достижения святости. Это путь преодоления себя. Очень трудно порой найти в себе силы простить, и человек, который может это сделать, очень сильный.

— Как быть в ситуациях, когда человек о прощении даже не может думать? Ведь есть жертвы изнасилований, есть родители, у которых убили ребёнка — это ужасные трагедии, и порой такие люди несут свою ненависть через всю жизнь. Они могут прийти в храм, но не готовы прощать в принципе. Какими должны быть первые шаги людей в таких ситуациях?

— Это моё субъективное мнение, но я считаю, что нужно не ужасаться тому, что не можешь простить, но в первую очередь регулярно ходить в храм. Очень важно исповедоваться, в том числе и в своей ненависти или неприязни — вполне справедливых по человеческим меркам. И пусть у человека не получится преодолеть эти чувства после первых, вторых, пятых исповеди и причастия, всё равно нужно прибегать к этим таинствам. А ещё — просить Бога о помощи, рассказывать Ему о том, что вот, у вас ничего не получается. «Если Тебе угодно — помоги мне простить!» Действительно, бывают такие ситуации, когда по-человечески просто невозможно простить. Тем более — без помощи благодати Божьей. Поэтому вопреки всему нужно идти исповедоваться и причащаться. Никакого нового средства нет.

Ещё я бы посоветовал обращаться за помощью к тем святым, кто в своей земной жизни претерпел те же проблемы: притеснения, или побои, или поругание, или потерю близких. Они преодолели это и обрели святость. Например, можно обращаться к Царской семье, они перенесли множество издевательств, или святая София и её дочери. Таких святых много.

— Порой священник может спросить перед причастием: «Всех прощаете?» Как быть человеку, который только ступил на путь прощения, но не простил до конца?

— Это важный момент. Часто люди думают: раз мне не удаётся простить — значит, нельзя идти к причастию. А я всё-таки думаю, что надо идти! Пусть у вас не получается на данном этапе простить — всё равно нужно причаститься. Господь поможет. Пусть не сразу, но поможет. Отказываться от благодати нельзя, потому что без неё нам вообще ничего не преодолеть.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100