Официальный сайт

27 сентября 2016 г.

Митрополит Митрофан: Чувство вины мешает строить отношения с Богом

ВоздвижениеВ праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Горловки. По окончании богослужения он обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, отец настоятель и благочинный, дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с престольным днём и праздником Всемирного воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня!

Крест Господень — это великая тайна. До конца высказать суть и значение этой тайны любыми словами практически невозможно. Сегодня будут звучать какие-то слова, но постичь это умом всё равно очень трудно. Я сейчас попробую высказать ряд мыслей, которые возникают, когда смотришь на Крест, но это не значит, что я умею всё объяснить и мне всё самому до конца понятно — так, что я могу быть уверен, что уже всё знаю и всё понял.

Люди, которые видели, как царица Елена и патриарх поднимали в новопостроенном храме на Гробе Господнем обретённый Животворящий Крест, конечно, радовались и благодарили Бога за то, что у них есть такая святыня. А что чувствуем сегодня мы, когда подходим ко Кресту, который лежит посередине храма? Что в нашем сердце? Радость, тоска, уныние, безразличие, равнодушие, интерес, любопытство? У каждого по-разному. И для того, чтобы мы могли, подходя ко Кресту, не оставаться равнодушными — это самое страшное состояние, когда человек равнодушен, когда ему всё равно, — а какие-то мысли посещали наше сердце, о тайне Креста нужно размышлять, о ней нужно думать, перед ней нужно преклоняться.

В Ветхом Завете мы читаем, что когда евреи выходили из Египта, их начали жалить ядовитые змеи за их ропот, за их непослушание Богу. Если змея тебя ужалила — куда идти, куда бежать, что делать? Это верная смерть. И Моисею было сказано, чтобы он взял медного змея и воздвиг его так высоко, чтобы все могли видеть. И кто с верой смотрел на этого медного змея, получал исцеление. Нужно было смотреть на то, от чего ты страдаешь. Нужно было с верой смотреть туда, откуда приближается твоя смерть. И этот образ Сам Господь использовал, когда говорил со Своими учениками. Он говорил: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). А что это значит? Как это можно понимать?

Если мы посмотрим на нашу жизнь, мы увидим, что каждый раз, когда мы открываем Евангелие, когда мы обращаемся к Богу, переступаем порог храма, мы чувствуем, как велико расстояние между нами и Богом. По какой причине? По причине нашей греховности.

У нас всегда есть чувство вины, чувство, что мы что-то сделали не так, что-то недоделали — недомолились, недостояли в церкви, недочитали правило, недокланялись, недопостились, не сохранили сердце своё в чистоте. И это бесконечное чувство вины — это то, что постоянно стоит между нами и нашими отношениями с Богом. И разницы нет — больше ты помолился или меньше. Ты всё равно всё сделал не до конца, потому что мы рядом с Богом всё равно будем несовершенными. Это чувство несовершенства и чувство вины — то, что любой человек будет испытывать, когда будет становиться перед Богом, потому что Бог свят, а мы грешны. Но я не думаю, что это угодно Богу. Я не думаю, что Бог хочет, чтобы между нами взаимоотношения строились именно таким образом.

Неужели Тот, Кто называет Себя нашим Отцом, Кто любит каждого из нас безмерной любовью, получает радость и удовольствие от того, что мы испытываем чувство вины, когда становимся на молитву, когда видим свои грехи, когда мы ощущаем своё несовершенство? Ведь если только представить, какую цену Он Сам заплатил за то, чтобы очистить от греха каждого из нас, — это самая высокая цена. Он стал Человеком и отдал Свою Кровь для того, чтобы общение между Ним и нами было вновь восстановлено, чтобы оно не прекращалось, показывая нам, что Он нас любит так, как никто другой не любит, больше этой любви нет вообще. Его любовь — бесконечна, и цена, которая заплачена за то, чтобы наши грехи не стояли между Ним и нами — бесценна. Одна капля Его Крови — больше грехов всего мира от его сотворения до самого его конца.

Крест в этом смысле для каждого человека — это тот медный змей, глядя на которого, ты имеешь надежду и получаешь исцеление от своей греховности. Крест — это тот спасительный плот, за который хватаются, когда корабль потерпел крушение, и под тобой глубина, а сил надолго не хватит, и нужно за что-то ухватиться — за какой-то обломок, бревно, плот или лодку, чтобы не погибнуть и дождаться помощи. И такая спасительная рука от Бога для каждого из нас — Крест.

Мы говорим, что Крест — это надежда. Надежда на то, что мы спасаемся не своими силами, не своими заслугами, не своими молитвами, акафистами, делами, а любовью Того, Кто за нас умер на Кресте. И если так размышлять, то тогда уныние пропадает и чувство вины исчезает. Но тут появляется другое. Есть такая опасность, что мы подобно модным проповедникам-протестантам начнём говорить: «Всё — любовь, мы спасены, делать ничего не надо, трудиться не нужно, можно грешить бесконечно, потому что цена за нас заплачена, и заплачена высокая, и всё уже сделано за нас». Так сектанты и проповедуют, что Бог уже нас спас, и ничего не нужно, всего достаточно. Как не впасть в эту крайность? Как не потеряться между бесконечным чувством вины и абсолютным легкомысленным радостным спокойствием, что всё хорошо, прекрасно, замечательно, и делать уже ничего не нужно? Где найти золотую середину?

В Евангелии есть удивительные слова, которые эту середину показывают. Господь говорит о том, что никто у человека его выбора и его свободы не забирает. Да, за нас заплачена цена. Но мы должны выбрать, хотим мы следовать за Христом или нет. И свидетельство добровольности этого выбора — следование за Христом. А как мы можем определить, следуем мы за Христом или нет? «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Борьба с самим собой — это и есть крест. Борьба с грехом — как бы некое добровольное насилие над собственной природой — и есть крест. Несение и терпение в совокупности всех жизненных трудностей без ропота, отчаяния, уныния, а с радостью и благодарностью Богу — это и есть несение креста.

Как мы можем определить — несём мы свой крест или не несём? Есть такой критерий. Если мы прилагаем усилия, если мы выходим за рамки поиска бесконечного комфорта, если мы трудимся, не ленимся, значит, мы взялись за этот спасительный плот, смотрим на этого медного змея, мы несём свой крест за Христом, отвергаемся самих себя. А если мы ищем только, чтобы нам было полегче, покомфортнее, «не напряжнее», как сегодня говорят, беспечнее, тогда о каком несении креста идёт речь? Мы к нему и не приступали.

Давайте не будем лениться, будем помнить, что да, не от нас зависит спасение, потому что сколько бы мы ни сделали, этого было бы недостаточно, если бы Господь захотел с нами судиться — «аще беззакония назриши, кто постоит?» (Пс. 129:3) и «все согрешили, нет праведного ни одного» (Пс. 13:3). С одной стороны, не должно быть этого бесконечного ощущения вины, которую тебе никогда не простят. Бог точно этого ни для кого из нас не хотел бы, и не для того Он Кровь на Кресте проливал. Но не должно быть и этой вот расслабленности, что за нас всё сделано, и нам трудиться не нужно, и крест свой нести нам тоже не нужно. Потому что Тот, Кто Кровь Свою на Кресте пролил, Сам нам и сказал: «Отвергнись себя, возьми крест и неси его». А значит, трудись, борись с собой, не поддавайся своим страстям и всем желаниям. Будь мужествен в борьбе с грехом и не унывай никогда, если что-то у тебя не получается. Святые потрудились в сто раз больше нас, а у них было то же чувство греховности, что и у нас, ничего не делающих. Они не были лентяями. Они не были равнодушными. Они не были людьми, которые просто сидели и говорили: «Нас уже спасли, давайте пойдём есть, пить и веселиться». Они всю жизнь трудились и шли к Богу. Где-то здесь есть золотая середина. Её нам и нужно держаться. Об этом и нужно помнить.

Нужно научиться искать не комфорта и душевного спокойствия. «Ты зачем в церковь пришёл?» — «Чтобы обрести душевное спокойствие». — «А ты с грехом пробовал бороться? Где уж тут душе спокойствие? Попробуй его обрети, когда начинаешь видеть в себе всё то, что нужно искоренить, и с этим бороться». Вот тут нужно не ошибиться. Нужно понять, что душевное спокойствие оттого, что ты ничего не делаешь — это ложное спокойствие, это самообман, самоуспокоение, которое ничего общего с христианской традицией не имеет. А мир, который Господь тебе посылает, когда ты борешься с грехом, благодать, которую тебе Господь даёт как награду за те труды, которые ты несёшь, следуя за Ним, — это уже совсем другое. Это действие благодати Духа Святаго.

Дай Бог, чтобы именно этот мир был у нас в сердцах, и чтобы, стоя перед Крестом, никто из нас не испытывал уныния. Чтобы у нас была радость на сердце и благодарность Богу за Его великую любовь к нам и за то, что Он всё самое главное для нас уже сделал, открыл двери, которые мы бы никогда не открыли. Будем просить у Бога силы, чтобы мы не унывали и, следуя за Ним, несли свой крест, разума, чтобы трудиться, не расслабляться, быть Его достойными учениками и последователями. Господи, силой Честнаго и Животворящего Твоего Креста, подай нам этот разум, эту мудрость и эти силы!

Поздравляю вас всех с праздником!

Цитата дня

«

Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100